|

Портрет из путешествия Екатерины Великой

Сегодня мы продолжаем разговор о выставке «Коллекция В.А. Кокорева» в Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме, открытом при поддержке ПАО «ЛУКОЙЛ», и расскажем о самой ранней в этом собрании работ русских живописцев — портрете императрицы Екатерины II кисти неизвестного художника конца XVIII века.

Новости Шедевры живописи — Югре

Вклад Екатерины II в русскую историю настолько значителен, что память о ней хранят многие произведения нашей культуры. Наряду с Петром I, она вошла в число выдающихся российских монархов. Не случайно в народе её назвали Великой. В период её правления границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад и на юг, реформирована система государственного управления. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями.

Портреты Екатерины II, написанные различными художниками в разное время, передают её царственную осанку, твёрдый, но добродетельный взгляд и, кажется, сам дух эпохи русского просвещения. Стоит отметить, что императрица не была поклонником чрезмерной роскошности в отличие от своей предшественницы Елизаветы и даже издала специальный указ, согласно которому запрещалось делать серебряные или золотые кружева на кафтанах шириной более 9 сантиметров. И такая скромность в одеяниях отображена на её портретах. Большая часть её образов представляют царственную особу с аккуратной, без излишней пышности, причёской. Чаще всего Екатерина II изображалась с императорскими регалиями и соответствующими её законотворческой деятельности предметами — жезлами и свитками. Наиболее распространённая её одежда — обширные платья, отвечающие моде того времени, однако встречается ряд портретов, изображающих императрицу в военной форме, в скромной прогулочной или дорожной одежде.

Именно такой портрет Екатерины II в дорожном костюме и представлен на выставке. Это копия портрета, написанного Михаилом Шибановым, «живописцем Его Светлости» князя Потёмкина, одним из фаворитов и главных соратников императрицы, которую выполнил неизвестный художник. Оригинал был написан во время крымского путешествия Екатерины II в 1787 году. Известно, что императрица благосклонно приняла этот портрет и сама заказывала с него как живописные, так и миниатюрные копии.

Неизвестный художник изменил цвет тяжёлого бархатного кафтана императрицы, сделав его менее ярким, пурпурно-коричневым, менее контрастным по отношению к фону, придал чуть больший объём мягким складкам ткани, подчеркнул фактуру кружевного воротника. На смену яркой декоративности портрета Шибанова пришло сдержанное колористическое решение. Художник создаёт камерный образ человека в частной жизни. О государственной значимости в облике модели напоминает лишь орден Андрея Первозванного — высший орден Российской империи.

Портрет императрицы Екатерины II кисти неизвестного художника можно увидеть в Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме по адресу: ул. Югорская, д. 30.

Телефон для справок и записи на экскурсию: 6-57-00.

Елена Бойко Об авторе

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.