|

На маршруте АЛСИБ

В августе 1985 года посёлок Когалымский, в строительстве которого участвовали Латвийская, Литовская, Эстонская и Азербайджанская ССР, едва не назвали Дружбаградом. Однако эту инициативу Тюменского обкома ВЛКСМ не поддержал… генеральный штаб министерства обороны СССР.

Сохраним историю К 75-летию Великой Победы

Секретный аэродром

Дело в том, что на секретных военных топографических картах Западной Сибири был обозначен аэродром. Он был построен в годы Великой Отечественной войны для перегонки боевых самолётов из США через Сибирь по программе ленд-лиза — так называлась система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия странам-союзницам по антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны. Поставки по ленд-лизу получили 42 государства, в том числе СССР. После огромных потерь советской авиации летом-осенью 1941 года Красная армия остро нуждалась в этом виде вооружения.

Согласно Московскому протоколу от 1 октября 1941 года американцы обязались направлять в Советский Союз ежемесячно 400 самолётов, из них 100 бомбардировщиков и 300 истребителей. Их перегонка осуществлялась вначале в разобранном виде морскими судами через Персидский залив с окончательной сборкой на территории Ирака и Ирана, после чего они по воздуху переправлялись в СССР.

Летом 1942 года, когда вермахт захватил предгорья Кавказа, Сталин и Рузвельт одобрили новый маршрут доставки самолётов: по воздуху через Аляску и Сибирь. Он получил название АЛСИБ. Авиатрассу пришлось создавать с нуля: изыскивать в труднодоступной местности площадки для строительства аэродромов, доставлять стройматериалы, топливо, рабочую силу из заключённых ГУЛАГа. Все изыскательские и строительные работы были засекречены. Одним из таких аэродромов на маршруте АЛСИБ стало возвышенное и сухое место в 47 километрах от будущего города Когалыма. На полётных картах эту площадку обозначили по природному топониму — озеру Коголымлор.

Сюжет для кино

Об этом аэродроме в сентябре 1990 года мне, в ту пору старшему инспектору управления КГБ по Тюменской области, сообщил начальник Когалымского отделения УКГБ майор Вячеслав Трубичкин. На служебном «уазике» мы с трудом добрались до места. В пути слушали нашего проводника-ханты Михаила Вопсева.

— Как-то охотился в этих местах и заплутал малость. Стемнело. Хотел на ночёвку устраиваться, но вдруг деревья расступились, и я оказался на освещённой лунным светом равнине. Утром понял — это старый аэродром. Остались вешки взлётно-посадочной полосы, бараки, землянки, погреба… Скоро сами увидите…

И мы увидели: расчищенную от леса площадку размером три на полтора километра, рулёжную дорожку и место стоянки самолётов. По совокупности признаков предположили, что заброшенный объект — запасной аэродром на пути авиационного ленд-лиза Второй мировой войны.

Эту версию хотел использовать для сценария кинофильма известный актёр и кинорежиссёр Олег Янковский, который приезжал в Когалым в апреле 1993 года «почти инкогнито». Обозревателю газеты «Когалымский рабочий» Елене Ерпылёвой он рассказал о замысле будущего кинофильма, «где наряду с художественными образами будет представлена документальная публицистика».

— Как я попал в Когалым? Мне в Сургуте подсказали, что возле вашего города есть какой-то заброшенный аэродром, тайна которого не раскрыта. А я охотник до всяких тайн. Как и всякий артист, у которого развито воображение, — говорил Олег Иванович.

Начальник АЛСИБа

Героем будущего кинофильма режиссёра Янковского мог стать легендарный полярный лётчик, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук. Он родился в 1906 году в Бресте, в рабочей семье. После школы-семилетки работал помощником машиниста электростанции в Липецке. В 1927 году по комсомольской путёвке направлен в Ленинградскую военную школу лётчиков. Бортмехаником в экипаже знаменитого героя Гражданской войны Вильгельма Каминского, будущего строителя и начальника аэропорта Внуково в Москве, Мазурук участвовал в чекистско-войсковых операциях против басмачей в Средней Азии. Приказом ОГПУ награждён именным оружием — пистолетом «Маузер» с дарственной надписью: «За успешную борьбу с контрреволюцией».

С 1932 года служил лётчиком на Дальнем Востоке. На гидросамолёте «Юнкерс» доставил правительственную комиссию на место строительства Комсомольска-на-Амуре. В мае 1935 года за 45 часов совершил перелёт Москва-Сахалин, за что получил орден Красной Звезды. Затем осваивал воздушную трассу Тюмень – Тобольск – Остяко-Вогульск – Салехард и обеспечивал проводку судов в Карское море. В 1937 году отличился при высадке первой дрейфующей научной экспедиции на Северный полюс и был удостоен звания Героя Советского Союза. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов Илья Мазурук командовал отдельной ночной эскадрильей тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3. Когда гитлеровская Германия напала на Советский Союз, была сформирована из полярных лётчиков авиационная группа по защите арктических конвоев союзников СССР, доставлявших в Архангельск и Мурманск грузы военного назначения. В пути суда подвергались опасным бомбардировкам с воздуха и торпедным атакам подводных лодок противника.

Всего с 1941-го по 1945-й годы в Арктике затонуло 18 боевых кораблей и 87 торговых судов союзников, погибло 1944 моряка Королевского военного флота Великобритании и 829 моряков торгового флота. Полковник Мазурук лично спасал людей с затонувших и повреждённых кораблей, вступая при этом в боестолкновения с командами немецких подводных лодок. В представлении на награждение его орденом Красного Знамени отмечено: «Будучи командиром экипажа гидросамолёта «Консолидейтед» Н-243, проявил отвагу и настойчивость в деле спасения американского парохода «Винстон-Салем» с военными грузами. При преследовании немецкими подводными лодками судно выбросилось на берег у Новой Земли. Полковник Мазурук совершил посадку в этом месте, вернул с берега обратно на корабль всю команду, организовал снятие парохода с мели и отправил его в порт Архангельск, охраняя от немецких подводных лодок. Таким образом, пароход и 6000 тонн военных грузов были спасены. За несколько дней интенсивных полётов полковник Мазурук подобрал с потопленных подлодками противника судов каравана РQ-18 в районе Новой Земли 183 английских и американских моряка. При этом в бою с командой немецкой подводной лодки был ранен, а один из членов его экипажа убит…»

В августе 1942 года Илью Павловича назначили начальником воздушной трассы АЛСИБ. От заводов-изготовителей до Фэрбанкса на Аляске, где находилась советская военная миссия по приёмке, самолёты пилотировали американские лётчики. Дальше — через Берингов пролив, бухту Провидения в Анадырском заливе до Красноярска их доставку проводила специально сформированная авиационная дивизия, которой до окончания войны командовал И. Мазурук. Она состояла из шести авиаполков, укомплектованных опытными лётчиками Главсевморпути. В общей сложности самолёты должны были преодолеть около 14 тысяч километров. Летели над сплошной сибирской тайгой и болотами. Пилотов предупредили: при авариях и вынужденных посадках искать и спасать не будут. Приходилось рассчитывать на собственные силы и везение. Повезло не всем. При перелётах потерпели катастрофу 85 самолётов, погибли 115 лётчиков. В тайге до сих пор находят обломки лендлизовской техники и останки погибших пилотов.

В сибирской части трассы АЛСИБ зимой почти постоянно стояли лютые морозы, часто доходившие до 50 градусов. Самолёты на транзитных аэродромах покрывались ледяной коркой. Масло и смазка становились твёрдыми, как камень, резина хрупкой. Ломались шланги, выводя из строя тормоза и гидравлику. Ангаров не было, все регламентные и ремонтные работы выполнялись под открытым небом. В короткое летнее время возникали другие трудности: туманы на аэродромах, низкая облачность, гнус, лесные пожары. Густым дымом заволакивались большие пространства. Тогда приходилось прибегать к слепым полётам, ориентируясь по рекам.

В Красноярске американские самолёты принимала специально созданная комендатура ВВС Красной армии. Дальше, на фронт, их переправляли по воздуху, как правило, группами, в строю «клин». Вёл такую группу лидер-бомбардировщик «Бостон», за ним следовали истребители «Аэрокобра», «Киттихаук», «Тандерболт». Замыкал строй транспортный Си-47 «Дуглас». Его экипаж следил, чтобы не было отстающих. Передав технику в пункт назначения, лётчики 1-й перегоночной авиадивизии возвращались на «Дугласе» к месту своего базирования.

В наградном листе на орден Отечественной войны 1-й степени отмечено: «Полковник Мазурук лично руководит всей перегонкой самолётов, регулярно бывает в аэропортах и в полках, расположенных на трассе. За 14 месяцев трасса полностью освоена для нормальных полётов. Лично тов. Мазурук перегнал на участке протяжённостью 13000 км 36 самолётов и провёл в качестве лидера 142 самолёта с налётом свыше 600 часов…»

Александр ПЕТРУШИН, заместитель директора по связям с общественностью представительства ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в г.Тюмени, кандидат исторических наук.

Окончание в №27

Елена Автономова Об авторе

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *