|

Заглянуть за край земли…

«Край земли» (так переводится Ямал с ненецкого) претендует сегодня на то, чтобы считаться её началом. Природного газа в этом регионе столько, что им можно обогреть пятую часть земного шара. Здесь добывается более 80% всего российского газа и 20% от мировой добычи. Справедливости ради стоит сказать, что Ямалом в наши дни для краткости называют весь Ямало-Ненецкий автономный округ, в состав которого входит не только полуостров Ямал, но и Гыданский полуостров, а также острова Карского моря — Вилькицкого, Шокальского, Белый и Олений. Самые активные работы по поиску и добыче «голубого топлива» и «чёрного золота» сейчас ведутся на Гыдане. Именно здесь, в пределах структуры, называемой Большехетская впадина, которая расположена в Тазовском районе ЯНАО, реализует свои масштабные проекты ЛУКОЙЛ.

Производство За полярным кругом

Большой путь к арктическим недрам Компания начала в начале третьего тысячелетия. В 2005-м было введено в эксплуатацию Находкинское месторождение, в 2016-м — Пякяхинское. Их разработку ведёт самое северное территориально-производственное предприятие общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» — «Ямалнефтегаз». Сегодня на Находкинском газовом промысле функционируют дожимная компрессорная станция с установкой комплексной подготовки газа (суммарной мощностью 51,4 МВт, производительностью 7 млрд кубометров) и головная компрессорная станция (суммарной мощностью 90 МВт, производительностью 18 млрд кубометров).

«Основной задачей дожимно-компрессорной станции является повышение давления газа, приходящего с кустовых площадок промысла, — говорит начальник ДКС Павел Кладов. — Необходимость её строительства возникла в связи с активной разработкой месторождений Большехетской впадины и снижения пластового давления. Пять лет назад был реализован первый этап строительства ДКС, а в конце 2019 года запущены вторая и третья очереди».

Нефтегазоконденсатный промысел Пякяхинского месторождения сегодня своими масштабами сравним с городом. Здесь введены установка комплексной подготовки газа, компрессорная станция нефтяного газа, установка подготовки нефти, установка деэтанизации и стабилизации на приёмо-сдаточный пункт, канализационно-очистные сооружения, насосная станция поддержания пластового давления. В общей сложности возведено 13 объектов, в том числе 8 технологических, а также вахтовый жилой комплекс на 300 мест. Кроме того, построено 66 километров внутрипромысловых дорог, протянуто почти 100 километров линий электропередачи, более 200 километров нефтегазосборных сетей и водоводов. Трудно поверить, но за рекордные сроки на месте, где раньше простиралась бескрайняя тундра, выросли целые «кварталы» технологического оборудования, проспекты трубопроводов, жилого сектора. Сюда с кустовых площадок одновременно поступают нефть, попутный и природный газ, газоконденсат. Всё это тут же, на месте, доводится до требуемых стандартов и по магистральным трубопроводам уходит потребителям.

«На сегодняшний день на промысле осуществляется полный цикл подготовки нефти, газа и газового конденсата, начиная от кустов газовых и нефтяных скважин и заканчивая доведением углеводородного сырья до необходимых показателей на технологических установках», — говорит Амиль Юсупов, заместитель директора нефтегазоконденсатного промысла Пякяхинского месторождения ТПП «Ямалнефтегаз».

Следующим этапом освоения Заполярья стал ввод в декабре 2019 года в опытно-промышленную эксплуатацию Южно-Мессояхского месторождения. В структуре «Ямалнефтегаза» был создан газоконденсатный промысел Южно-Мессояхского месторождения.

Этот лицензионный участок находится между Находкинским и Пякяхинским. В сентябре 2019-го здесь была пробурена самая первая скважина — 318Д на единственной пока кустовой площадке №7. Процесс бурения сопровождался геофизическими исследованиями. С целью изучения геологического разреза продуктивного пласта проводился отбор керна для комплексного изучения в лабораторных условиях. Результаты проведённых исследований позволят уточнить основные характеристики залежей углеводородов.

Затем на КП-7 одна за другой были пробурены ещё три скважины. В настоящее время две из них — 417Г и 421 — в ожидании освоения, а 424Г — в работе. Эта скважина проектной глубиной 4849 метров интересна тем, что она многозабойная, оборудована установкой одновременно-раздельной эксплуатации пластов. ОРЭ применяется с целью повышения эффективности разработки за счёт совмещения эксплуатационных объектов и осуществления с помощью специального оборудования контроля и регулирования процесса отбора запасов отдельно по каждому объекту.

Одновременно с бурением велось строительство установки подготовки товарного газа (УПТГ), сетей сбора углеводородного сырья и газопровода подключения к магистральному газопроводу, а также объектов социальной инфраструктуры — временного жилищного комплекса на 81 койко-место со столовой и вертолётной площадки. Причём все работы на месторождении осуществлялись и продолжают вестись с учётом сохранения хрупкой экосистемы Арктики и с применением ресурсосберегающих технологий. В частности, для сохранения уникальных грунтов объекты строятся на сваях с системами термостабилизации.

«Газ, подготовленный в соответствии с требованиями, через газопровод внешнего транспорта «Пякяхинское месторождение — Находкинское месторождение» поставляется на компрессорную станцию месторождений Большехетской впадины, — сообщил заместитель директора газоконденсатного промысла Южно-Мессояхского месторождения Владислав Чистяков. — А полученный при подготовке газа нестабильный газовый конденсат отправляется на площадку ГКС Пякяхинского месторождения для смешения с жидкими углеводородами».

Сейчас на Южной Мессояхе местами ещё лежит снег. С «большой земли» работники «Ямалнефтегаза» и подрядных организаций (строители, транспортники) добираются сюда на вертолётах из Нового Уренгоя. А чтобы попасть на единственную пока кустовую площадку под номером 7, используют гордость отечественного машиностроения — ТРЭКОЛ. Этому вездеходу не страшны ни снежные барханы, ни болота. В условиях полного бездорожья он бесценен для геологов, нефтегазодобытчиков, энергетиков и даже состоит на службе в МЧС и Центре медицины катастроф. К тому же этот плавающий вездеход не оказывает негативного воздействия на арктическую почву, так как благодаря шинам сверхнизкого давления может двигаться по покрову тундры не повреждая его. Потому и получил название ТРЭКОЛ (сокращённо от слов «ТРанспорт ЭКОЛогический).

Параллельно ведутся работы на Хальмерпаютинском промысле, где запланировано бурение трёх скважин, строительство УПТГ, газопровода подключения от УПТГ в магистральный газопровод, газосборных сетей с кустовой площадки и воздушных линий электропередачи, а также вахтового жилого комплекса.

Нет сомнений, что всё задуманное будет реализовано. Ведь укрощать строптивую Арктику лукойловцам не впервой. Есть и успешный опыт, и соответствующие технологии, и энергия для осуществления всего задуманного.

Елена Автономова Об авторе

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *