Если работа по душе, то «выгорания» в профессии быть не может
Он приехал на Север из Беларуси. Один. Пара чемоданов, вера в правильность выбранного профессионального пути и желание созидать — таким был его нехитрый багаж. С тех пор прошло тридцать пять лет. Сегодня он успешный человек, начальник производственного отдела обустройства месторождений и ремонта ТПП «Лангепаснефтегаз» и один из лучших работников ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» по итогам 2017 года. Евгений Рышкевич — о профессии, духовных ценностях, семье и самом вкусном на свете жаренном на костре сале!
Северяне Лучший работник «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири»
Самое вкусное оно, говорит Евгений Михайлович, потому что из детства! Только представьте: прекрасная природа Беларуси с её богатейшими лесами, лугами… дружеская компания, увлекательные рассказы, уютно потрескивающий в костре хворост и… этот почти божественный для деревенских мальчишек и девчонок запах жареного лакомства! Рышкевич, несмотря на свой статус, серьёзность и солидность, с улыбкой признаётся, что очень хорошо помнит его. И вряд ли когда-либо забудет. Как и многое другое из того, что бережно хранит память. Та самая память, которая, словно оттиск гравюры, запечатлела в сердце Евгения Михайловича самые чистые, светлые и драгоценные воспоминания. Например, пение глубоко верующей мамы в церковном хоре… Первую юношескую любовь… Беззаботное студенчество… Рождение единственной и самой замечательной дочери на свете…
Безразмерные 20 рублей
Родился он в июне 1957 года в Беларуси, в деревне Лычковцы Гродненской области, которая славится флорой и фауной всемирно известной Беловежской пущи. Это красивейшие места, увидеть и насладиться которыми и сегодня стремятся тысячи туристов.
Отец, Михаил Константинович, работал в колхозе механизатором. Мама, Вера Афанасьевна, трудилась в местной школе. «Родители нам с братом Виктором никогда ничего особо не запрещали. Единственное табу — поход в тот самый лес, где мы разводили костёр и жарили сало. Но мы всё равно сбегали. А вообще, я всегда был активным, очень любил физкультуру. Даже в районной олимпиаде по лёгкой атлетике участвовал и занимал призовые места», — вспоминает Евгений Михайлович.
Впрочем, беспечное детство в отчем доме под опекой любящих родителей длилось недолго: после окончания восьми классов школы, он, будучи пятнадцатилетним подростком, уехал в Гродно получать специальность «Техник-строитель промышленного и гражданского строительства» в политехническом техникуме. «Я до сих пор со смехом вспоминаю первый курс. Дело в том, что в нашей деревенской школе все уроки проходили на белорусском языке, а в техникуме — на русском. Мне тяжело было сразу перестроиться. Поначалу, когда выходил к доске, говорил то на белорусском, то на русском — вся группа веселилась».
Стипендия в то время составляла 20 рублей. Эти средства Женя должен был растянуть на месяц. Он старался быть разумным, да и родители помогали, но иногда пояс потуже затягивать всё же приходилось. Как и положено настоящему, вечно голодному студенту. «В столовую приходишь, смотришь — если денег не хватает, то на второе заказываешь, например, только гарнир, без котлеты. Благо бабушка втихаря, чтобы родители не знали, денежек немножко подбрасывала. Надо же было ещё и в кино сходить, и девушек угостить».
Кстати, о прекрасных представительницах противоположного пола… Их вниманием, судя по всему, видный Рышкевич обделён не был. Однако свою судьбу, будущую жену, Евгений встретил в восьмидесятых. С тех пор пара неразлучна.
Выбор по велению души
После окончания техникума Евгений по распределению попал в город Молодечно Минской области, но проработал каменщиком всего две недели, после чего отправился отдавать долг Родине. Провожали будущего солдата, как и положено в сельской местности, всей деревней. «Служил в ВВС, в городе Береза. Армия стала для меня хорошей школой жизни».
За два года службы он дважды побывал дома. Первый раз — дали увольнение за победу в спортивных соревнованиях. Второй — чтобы похоронить 52-летнего отца, жизнь которого так рано унесла неизлечимая болезнь.
Вернувшись из армии, поступил в один из лучших в то время вузов страны — Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт. Евгений хотел не просто работать, а добиваться серьёзных успехов, досконально знать о своём деле всё.
Надо самому быть профи
Кстати, свой профессиональный путь молодой человек определил давно. Его влекло строительство. Во-первых, Женя с детства любил мастерить что-то своими руками. Во-вторых, ему нравилось наблюдать за стройкой, за работой кранов, каменщиков. И в-третьих, проезжая мимо каких-то интересных с точки зрения архитектуры и строительства зданий, он всегда что-то подмечал для себя, запоминал, словно галочку на полях ставил.
Самое светлое воспоминание Евгения Михайловича об учёбе в вузе — строительные отряды, работа в которых позволяла не только заработать на год студенческой жизни, но и узнать свою профессию, образно выражаясь, с закладки фундамента. «Работая летом, мы осваивали специальность на практике. А это очень полезно. В институте из нас готовили руководителей. Но чтобы что-то требовать от своих подчинённых, надо самому в тонкостях профессии разбираться. Так что мы по 12-14 часов работали. И это было незабываемое время! Бывало, до трёх-четырёх утра у костра сидим, песни под гитару поём, общаемся, а часов в шесть-семь утра уже встаём и бетон носим. Молодость!»
Именно в стройотрядах Евгений узнал о работе на Севере и, получив распределение в Тюмень, уже имел представление о том, что его ждёт.
Строительство новой жизни
«Это был октябрь 1983 года. В Тюмени я совсем недолго пробыл, перевели в Мегион, а оттуда в посёлок СУ-48. Как сейчас помню: у меня в руках два чемодана, я в поселковой деревянной двухэтажной гостинице, смотрю в окно — кругом снег… Меня вдруг такая тоска обуяла! Правда, ненадолго. Во-первых, трудностей никогда не боялся. А во-вторых, тогда на Севере много молодёжи трудилось. Быстро нашёл друзей. Жили в вагончиках, «бочках», дружно! На работу уходили — жильё на замок не закрывали. Если у кого-то беда случалась, собирали деньги и помогали. Я и теперь уверен: помогать друг другу необходимо. Если даже ко мне не обращаются, но я вижу, что поддержка нужна, то стараюсь помочь», — говорит Евгений Рышкевич.
Уже на своём первом рабочем месте, во время испытательного срока, он зарекомендовал себя как профессионал и ответственный мастер участка. Молодому специалисту было поручено строительство релейной станции. Он справился и сразу получил повышение — стал прорабом. Позднее была работа в механизированной колонне №2, которая в то время занималась обустройством месторождений. Именно здесь и началась карьера строителя Рышкевича в «нефтянке». И снова случилось повышение, теперь уже до начальника участка.
«Потом перешёл в НГДУ «Ласьёганнефть» инженером отдела обустройства месторождений. Вскоре меня перевели на должность ведущего инженера, а через полгода стал начальником этого отдела. Позднее, когда уже было сформировано ТПП «Лангепаснефтегаз», я стал заместителем начальника производственного отдела предприятия. В 2013-м назначили начальником производственного отдела обустройства месторождений и ремонта ТПП «Лангепаснефтегаз», где и тружусь по сей день», — вкратце поведал о своей профессиональной биографии Евгений Михайлович.
Не рассказал он лишь о том, какой колоссальный труд на самом деле скрывается за этими несколькими простыми, содержащими сухие цифры и названия строчками. Работать приходилось очень много. И учиться тоже. В том числе у наставников, которым Рышкевич благодарен по сей день: «Например, мой земляк Мирослав Николаевич Тузин. Он был моим первым начальником. Помогал, подсказывал. Большое ему спасибо за это!»
Со строителей всё начинается
Евгений Рышкевич уверен: труд строителей переоценить невозможно. В любой отрасли. В том числе и в «нефтянке». Дороги, трубопроводы, линии электропередачи, кустовые площадки, инфраструктура, административно-бытовые сооружения и многое другое приходится строить в, мягко говоря, непростых условиях — среди тайги, на болотах. Необходимо обладать специальными знаниями, опытом и большим желанием созидать. «Можно сказать, с нас, строителей, всё начинается. Геологи определили точку бурения нефти, а мы выполняем весь цикл работ, которые создают условия для её добычи», — рассказывает о нюансах работы Евгений Михайлович.
— Можете обозначить самый трудный, но интересный участок в вашей работе?
— Есть такой. Западно-Покамасовское месторождение. Оно входит в состав Вартовского нефтегазоносного района Среднеобской нефтегазоносной области Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Мы начали его обустраивать два года назад. Это очень интересное месторождение. Много нефти. И строительства много. Это интересно!
— А как насчёт «выгорания» в профессии, которое пророчат тем, кто ей очень уж предан?
— Если профессия нравится, она не может надоесть, а значит и «выгорания» быть не может. Знаете, когда в отпуск ухожу и уезжаю куда-либо на отдых, через месяц уже на работу хочу…
Семья — фундамент жизни
Честность и преданность своему делу — те качества, которые Евгений Рышкевич ценит в людях. Соответственно обман, ложь для него понятия из категории «категорически неприемлемо». Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что по принципу честности и преданности необходимо строить не только профессиональный путь, но и личную жизнь, которая у Евгения Михайловича сложилась очень даже благополучно. Без испытаний, конечно, не обошлось. Ну а кто их отсутствием похвалиться может? Главное, трудности достойно пережить, сохранив отношения, уважение друг к другу, и если уж совсем повезёт, то и любовь.
«У меня хорошая семья — любимая жена Галина и дочь Александра. Живёт дочка далеко, в Санкт-Петербурге, но мы навещаем её. Супруге моей поначалу на Севере, конечно, нелегко пришлось. Первые два-три года часто слышал: «Увези меня отсюда!» Зато теперь говорит: «Женя, давай ещё в Лангепасе поживём!» — смеясь, рассказывает Рышкевич.
В далёком-далёком будущем супруги, возможно, и вернутся на родину, в Беларусь — туда, где прошло его детство с запахом костра, где мама заставляла читать перед сном молитву… Но это будет потом, а сейчас…
«Ни о чём не жалею и ничего не хотел бы изменить. У меня есть работа, которая мне по душе, профессия, которую высоко ценю, и крепкая семья. Всё это позволяет мне прийти к выводу о том, что жизнь удалась!» — подвёл итог начальник производственного отдела обустройства месторождений и ремонта ТПП «Лангепаснефтегаз», один из лучших работников ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Евгений Рышкевич.
Евгения ЛОСЯКОВА-ДУШАНИНА.
