Времена не выбирают, в них живут!
Её трудовой стаж хочется исчислять не годами, а заслугами и делами. За более чем сорок трудовых лет она прошла все ступени профессионального роста: от учителя, директора школы до начальника управления образования и заместителя главы города Когалыма. В июле прошлого года кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования и заслуженный учитель Российской Федерации, почётный гражданин города Когалыма Ольга Валентиновна Мартынова ушла на заслуженный отдых. Но, как и прежде, одной общей жизнью живут город и человек…

Северяне Почётный гражданин города Когалыма
Её знакомство с суровым западносибирским краем состоялось в августе 1981 года, и она знает не понаслышке, как начиналась история Когалыма. Приехавшие покорять Север супруги Мартыновы были из тех молодых и энергичных людей, кем двигала романтика первопроходцев, любовь к своей Родине, к профессии и однажды избранному пути.
Мечта детства
Наша героиня родилась в солнечном Донбассе. В простой шахтёрской семье родители были для детей не просто достойным примером для подражания, но и мудрыми, надёжными друзьями. Поэтому, когда пришло время выбирать профессию, трём своим дочерям они советовали делать это по душе — к чему были призвание и способности. Со временем сёстры станут профессионалами в разных областях: в медицине, атомной энергетике, педагогике… Ольга с раннего детства мечтала только о профессии учителя.
Преподавать она начала в 19 лет — работала в школе и училась заочно. Вскоре вышла замуж, и Александр Мартынов на долгие годы стал для неё самым дорогим и близким человеком, единственным на всю жизнь. В семье появились дети — Сергей и Валентин. (Забегая вперёд, скажу, что впоследствии они, как и отец, свяжут свою жизнь с нефтяной отраслью).
Желание самостоятельно встать на ноги, помогать родителям заставило молодую семью задуматься о смене места жительства. Вслед за мужем-нефтяником Ольга Валентиновна приехала в посёлок Когалым с двумя сыновьями, одному было семь лет, другому — столько же, но месяцев. Новая жизнь начиналась с вагончика, а первым местом работы на северной земле стала единственная школа.
Молодые, рисковые и сильные духом
Средний возраст трёхтысячного населения посёлка составлял 23 года, и молодёжь была устремлена вперёд. В то время каждому незнакомцу, заглянувшему на огонёк, радовались как родному. Люди отличались открытостью и искренностью.
— Было очень интересно жить, — делится воспоминаниями Ольга Валентиновна. — Никаких социальных статусов, рангов, должностей. Все — одна дружная семья. Общему делу мы отдавали себя полностью, не считаясь с личным временем и проблемами. Радовались любым успехам города и считали их совместным достижением.
Следует сказать, что с самого истока образование в Когалыме было на передовой. По счастливому стечению обстоятельств в далёком северном посёлке подобралась команда высококлассных педагогов-энтузиастов. Это были знающие, жадные до всего нового молодые учителя. Все понимали, что здесь закладывается город с человеческими судьбами, что не нефтью единой будет жить человек, поэтому наряду с разработкой новых месторождений большое внимание уделялось образовательному процессу. Так, программу физики 9-10 классов педагог-математик Мартынова осваивала по ночам. Любознательность учеников, которые приносили ей свои «научные работы» и ждали выводов, заставила изучить предмет на очень хорошем уровне. Неустроенный быт, воспитание детей в основном ложились на женские плечи: мужа отпускали домой раз в 15 дней (как раз тогда активно осваивалось Повховское месторождение), бывало, что он прилетал на вертолёте всего на несколько часов… Но трудности никого не пугали — была общая цель, а ещё любимый город, семья, работа и неугомонные ученики…
Первые выпуски и первые инновации
Главной задачей в воспитательном процессе для Ольги Валентиновны было научить детей добиваться в жизни всего самостоятельно: овладеть прочными знаниями, постигнуть основы нравственности, стать людьми с открытыми и любящими сердцами, чувствовать себя сопричастными завтрашнему дню России, радовать творческими взлётами и побеждать жизненные трудности. Первые три выпуска она по праву считает «своими». Практически все ребята получили высшее образование, возвратились на малую родину и пришли трудиться в сферы, где были необходимы, многие из них впоследствии заняли руководящие должности. Именно тогда начало зарождаться поколение россиян, способных реально формулировать свои запросы в разных направлениях, выбирать и самостоятельно принимать решения — тот постулат, который Ольга Валентиновна, как талантливый педагог, ставила во главу угла с первых шагов работы. Она учила своих воспитанников главной формуле успеха — в любом деле человеческий фактор всегда должен стоять на первом месте: «Можно быть прекрасным специалистом, но плохим руководителем, если не любить людей, не вкладывать душу. А то, что делается не от души, делается на короткий период и потом всё равно умирает».
К нестандартно мыслящей, постоянно ищущей чего-то нового Ольге Мартыновой тянутся люди: ученики, родители, трудовой коллектив… Как итог — в феврале 1988 года общественность города выбрала её на должность директора школы. У неё родилась идея — в сотрудничестве с Российской академией образования разработать новую модель школы. Это был дерзкий инновационный проект для реалий того времени — страна переживала настоящий шок распада. Но новаторская идея директора школы нашла поддержку у нефтяников, и благодаря их помощи в 1993 году был открыт учебный комплекс «Нефтяник».
Ещё одной важной ступенью стала реализация программы «Элитарное образование России». Учащиеся и педагоги получили возможность совершенствовать иностранные языки, изучать культуру других стран и народов, выезжая за рубеж и принимая у себя гостей из других государств.
«Формулу успеха» пишем сами
В 1995 году Ольгу Валентиновну пригласили работать в администрацию города. Почти четверть века в её ведении находились вопросы социальной сферы: образования, культуры, молодёжной политики, спорта, общественных связей. За эти годы было сделано немало, и всегда огромное внимание Ольга Мартынова уделяла повышению качества образования, расширению возможностей для профессионального роста педагогических и руководящих работников, укреплению материально-технической базы учреждений культуры и спорта, достижению высоких результатов в развитии социальной сферы. Можно сказать, что именно с её подачи во всех общеобразовательных организациях города реализуются инновационные проекты и программы. Школы и детские сады стали региональными и федеральными пилотными площадками по работе с одарёнными детьми.
Ярким примером организации инновационной деятельности является поддержанный О.Мартыновой проект руководства ЛУКОЙЛа «Формула успеха». Он был разработан в 2009 году при участии Ассоциации школ Международного бакалавриата и долгосрочной финансовой поддержке общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». С 2014 года выпускники школы №8, получившие дипломы и сертификаты школы Международного бакалавриата, востребованы во многих сферах деятельности и могут продолжить своё образование не только в России, но и за рубежом. Проект и сегодня поддерживается нефтяниками и постоянно развивается.
Я люблю этот город северный
Ольга Валентиновна и сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, порой не успевает перевести дух: постоянные звонки, визиты и общение. Друзья, бывшие ученики, коллеги знают, что в её гостеприимном доме всегда рады и вкусно накормить, и помочь словом, делом… А ещё она с удовольствием и благодарностью принимает долгожданный жизненный период, когда появилось больше времени на детей и любимых внуков, а у неё их трое: Арине -13 лет, Анюте — 7 и Саше — 5. Вместе им не бывает скучно, да и разве можно заскучать с такой мудрой и необыкновенной бабушкой! На огромной стене в гостиной — панно с фотографиями разных лет. Дети, внуки Ольги Валентиновны знают и чтут своих предков в шести поколениях — вот это, пожалуй, и есть незримая, но великая связь прошлого и будущего. Это фамильные воспоминания, что передаются в тёплых семейных беседах: о героях Великой Отечественной войны, о послевоенном детстве, о первом знакомстве с Западной Сибирью и, конечно, о рождении самого прекрасного города на земле… Любовь к Северу настолько сильна, что Ольга Валентиновна решила сохранить каждое значимое событие Когалыма и создала маленький домашний музей. В миниатюре собраны почти все знаковые места: скульптуры, мини-копия указа присвоения статуса города и даже маленькая колба нефти.
— Я благодарна Когалыму за то, что он есть, за то, что он совершенствуется и даёт своим жителям прекрасные возможности. Я благодарна провидению за то, что в этом городе я встретила стольких людей разных профессий, судеб, национальностей. Людей, которые вместе со мной росли, делали себя, помогали мне, мужу и детям стать теми, кто мы есть. Дай бог, чтобы развитие Когалыма продолжалось во благо людей! — говорить о достижениях муниципалитета она может бесконечно. А вот о своих — скромничает. Хотя здесь есть чем гордиться! Грамот и благодарственных писем столько, что одной стены будет мало. Среди множества регалий есть две, которыми особо дорожит, — орден Русской православной церкви и звание «Почётный гражданин города Когалыма».
— Главное — жить для людей, жить достойно и честно, любить окружающих, непрерывно двигаться вперёд, быть человеком, который сумел овладеть своим временем. А времена не выбирают, в них живут! — уверена Ольга Мартынова.
