|

Вот это находка так Находка!

В суровое Заполярье постепенно приходит весна. До момента, когда тундра зазеленеет, ещё, конечно, далеко, но полярная ночь передаёт бразды правления дню, и солнышко светит уже совсем по-другому. В эти дни, 5 апреля, Находкинское месторождение общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» отмечает своё 15-летие. Красивая дата. И красивая история его открытия.

Производство Юбилейная дата

Расположен этот промысел в самом сердце заполярной тундры — в Тазовском районе ЯНАО. Ближайший населённый пункт — посёлок Находка. Нет, к Приморскому краю это поселение не имеет никакого отношения. Согласно исторической справке так была названа тихая бухта на берегу Тазовской губы, что на Гыданском полуострове, когда в 1896 году её обнаружил русский гидрограф Андрей Вилькицкий. Считается, именно бухта и посёлок дали имя открытому в 1974 году Тазовской нефтегазоразведочной экспедицией месторождению.

Но у работников Находкинского месторождения версия куда романтичней. Говорят, якобы при открытии залежей промысла с запасами в 243 млрд кубометров природного газа кто-то восхищённо воскликнул: «Вот это находка так находка!». Отсюда и пошло название. Так или иначе, а открытый газовый Клондайк ждал своего звёздного часа целых тридцать с лишним лет. И вот он пробил…

5 апреля 2005 года состоялось историческое событие для ЛУКОЙЛа — дан старт самому северному (на тот момент) месторождению Компании, расположенному на Гыданском полуострове. Статус «исторического события» этому моменту был присвоен не случайно: именно с Находки Компания и сделала свои первые шаги в регионе, став не только нефте-, но и газодобывающей. Но какая колоссальная работа этому предшествовала!

Осваивать новые земли поручено специалистам «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири». С этой целью было создано самое северное территориально-производственное предприятие — «Ямалнефтегаз». В 2002 году лукойловцы приступили к работам, как и положено, с инженерных изысканий по сбору данных для проектирования месторождения. Первой в эксплуатацию была введена разведочная скважина №47, выполнен монтаж установок по выработке электроэнергии на собственном газе. Параллельно проводились работы по углублению фарватера и строительству причала на протоке Пурпарод для приёмки грузов, предназначенных для освоения месторождения.

Особо стоит выделить уникальный и невероятно сложный проект 2003 года по строительству двух ниток 22-километрового газопровода (диаметром 1220 мм) через Тазовскую губу. Это был первый газопровод в России, проложенный в условиях вечной мерзлоты, и требования экологических надзорных органов к вопросам надёжности и безопасности по понятным причинам предъявлялись самые жёсткие. Так, чтобы минимизировать воздействие на фауну, он был заглублён на 9 метров ниже уровня дна. Да и вообще, магистральный газопровод на Ямале далеко не простой объект. Только представьте себе масштабы строительства: на подходах к реке Мессояхе глубина траншеи под укладку трубопровода достигала 18 метров (высота восьмиэтажного дома), ширина — 50 метров (размеры огромного морского судна). Завершено строительство пойменного перехода через Тазовскую губу было в августе 2004 года, и почётное право сварить последний стык доверили Вячеславу Колеснику.

В то же время возводился вахтовый посёлок строителей и газовиков на 1500 человек; бригада бурового мастера Фёдора Голуба приступила к сооружению первой эксплуатационной скважины — №149 на кустовой площадке №10. В ноябре состоялся пуск энергокомплекса УКПГ, работающего на собственном газе от скважины №47. В декабре начались работы по строительству газоизмерительной станции (ГИС) и узла врезки в газотранспортную систему ООО «Тюменьтрансгаз».

Начало 2005-го ознаменовалось завершением строительства объектов пускового комплекса первой очереди Находкинского месторождения. Были возведены УКПГ, газосборные сети от кустов №4, 6, 12, 5, 7, магистральный газопровод и газопровод подключения, служебно-эксплуатационный блок.

Старожилы предприятия до сих пор вспоминают день, когда Находкинскому месторождению был дан старт. Такого большого состава высоких гостей история освоения Гыданского полуострова ещё не знала. На открытии промысла присутствовали руководители федеральных агентств по энергетике и недропользованию, представители правительства и парламента ЯНАО, руководители ЛУКОЙЛа, представители общественных организаций и журналисты из более чем 20 региональных и центральных СМИ.

Своё выступление на торжественной церемонии открытия президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов начал со слов благодарности работникам западносибирского холдинга, приложившим максимум усилий для запуска месторождения, строителям, завершившим объект в кратчайшие сроки, показавшим пример трудового героизма. И это не преувеличение. Им действительно приходилось строить, бурить, прокладывать линии электропередачи при отсутствии какой бы то ни было инфраструктуры, дорог. Работы осложнялись низкими температурами, шквальными ветрами, коротким световым днём. Понятно, что трудились здесь люди, закалённые Западной Сибирью, где тоже бывали и штормовые ветры, и экстремально низкие температуры, но всё же в Заполярье (где морозы за минус 50 — обычное дело) условия несравнимо суровее. Требовались особые технологии. И многие из них стали разрабатываться и применяться именно на Находкинском месторождении. Здесь, среди тундры, вырос целый производственный городок, где газ не только добывают, но и доводят до стандарта, отправляют ценное сырьё потребителям.

Сбор сырого газа от кустов газовых скважин производится по шести газосборным шлейфам, а его подготовка осуществляется на дожимной компрессорной станции (ДКС) с установкой комплексной подготовки газа (УКПГ), работающей по принципу низкотемпературной сепарации, и предполагает доведение качества газа до установленного стандарта.

В 2013 году введена в эксплуатацию головная компрессорная станция. ГКС — совершенно автономный объект. Необходимость в нём возникла, когда пластовое давление стало снижаться. С помощью агрегатов ГКС, каждый из которых высотой с пятиэтажку, и массы вспомогательного оборудования газ здесь сжимается (компримируется) и получает необходимое ускорение для дальнейшей транспортировки. Мощность её первой очереди составляет 18 млрд кубометров в год, при вводе второй очереди максимальная мощность достигнет 27 млрд кубометров. Появление данного объекта позволило обеспечить транспорт газа с Ванкорской группы месторождений ООО «РН-Ванкор» в газотранспортную систему «Газпрома».

В 2014-м начала работать дожимная компрессорная станция (ДКС). Мощность первой очереди составляет 7 млрд кубометров газа в год.

15 лет — лишь первая страничка в летописи этого заполярного мегапроекта ЛУКОЙЛа, с которого добыто уже более ста миллиардов кубометров природного газа. В год «Ямалнефтегаз» добывает около 9 млрд кубометров «голубого топлива». И львиная доля приходится на Находкинский промысел. Говорят, небольшую европейскую страну вполне можно обогреть энергией, добываемой на данном месторождении. Сложное геологическое строение залежей, наличие многолетнемёрзлых пород, образование гидратных и парафиновых пробок в скважинах и системе сбора, специфика подготовки и транспортировки нефти и газа, а также отсутствие инфраструктуры требуют применения самых современных технологий. «В связи с этим в рамках проекта «Интеллектуальное месторождение» реализованы интегрированные модели Находкинского газового промысла и нефтегазоконденсатного промысла Пякяхинского месторождения, — рассказал генеральный директор ТПП «Ямалнефтегаз» Виктор Чистяков. — Они представляют собой цифровые двойники и описывают всю производственную цепочку добычи — от пласта до точки сдачи нефти в систему «Транснефти» и газа — «Газпрому». Уже на начальной стадии применения интегрированных моделей удалось добиться снижения как операционных, так и капитальных затрат, а также обеспечить повышение качества прогнозирования стратегий развития месторождений, что в совокупности приводит к росту экономической эффективности всей компании ЛУКОЙЛ».

Природоохрана для ЛУКОЙЛа — высший приоритет на любой территории, где Компания ведёт свою деятельность. К Арктике особо трепетное отношение. Ещё на стадии разведки и бурения общество «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» вводило жёсткие меры экологической безопасности. Чтобы не допустить растепления вечномерзлотных грунтов и сохранить экологию края в первозданном виде, практически вся система нефтегазосборных трубопроводов и водоводов установлена на эстакадах и оборудована электрообогревом и теплоизоляцией. На территориях, по которым пролегают оленьи тропы, участки трубопроводов уложены в грунт.

Очевидна и социальная отдача амбициозных проектов ЛУКОЙЛа: вечная мерзлота не только обогревает и обеспечивает энергией миллионы домов, но и стала для многих нефтяников и газовиков вторым домом, приносит благополучие тысячам семей.

Марина Райлян Об авторе

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *