Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
193,1 млн
тонн нефти
378,4 млрд
куб. м газа
№ 24 (563) 01 июля, 2019

Доставят до пункта назначения

Трубопроводов, транспортирующих ценное углеводородное сырьё, в нашем регионе столько, что можно опоясать ими земной шар по экватору два раза. Большинство из них проложены ещё на заре освоения Западной Сибири. И сегодня причиной загрязнения окружающей среды нефтепродуктами в 97% случаев являются аварии на трубопроводах. Поэтому основными мерами по профилактике аварийности являются своевременная замена и ремонт трубопроводного транспорта. Все нефтяные компании ежегодно разрабатывают такие мероприятия. В ходе экологического пресс-тура, проводимого в Югре в рамках акции «Спасти и сохранить», федеральным и региональным журналистам показывали, насколько эффективно решается данная проблема, на примере общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Факт, по-моему, красноречиво говорит сам за себя.

Просмотров: 545
Доставят до пункта назначения
Производство Трубопроводный транспорт

И действительно, в структуре затрат западносибирского холдинга ЛУКОЙЛа на экологические работы основной объём приходится на предупреждение аварий на трубопроводах. Общество эксплуатирует их около 20 тысяч километров и более 500 км ежегодно реконструирует с применением экотехнологий. Стоит отметить, что строительство и ремонт нефтепроводов проводятся с антикоррозионными покрытиями и защитой стыков, что позволяет исключить их разрушение изнутри в течение длительного периода эксплуатации.

- Разгерметизация трубопроводов может привести к загрязнению земель, водных объектов. Наша задача - максимально предотвратить данные процессы, - подчеркнул начальник отдела охраны окружающей среды ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Алексей Безденежных. - Отказы трубопроводов происходят из-за внутренней коррозии. Защита, изоляция трубопроводов дают хороший результат. В настоящее время все нефтепроводы, все низконапорные водоводы на месторождениях «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири» строятся только из труб с антикоррозийным покрытием.

Для подтверждения их качества проводится комплекс испытаний физико-механических свойств покрытий в исходном состоянии и после автоклавных тестов в независимых экспертных организациях. С целью подбора новых материалов для строительства трубопроводов в обществе «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» утверждена Программа байпасных испытаний.

Наряду с применением системы защиты трубопроводов используются высокоинформативные методы контроля их технического состояния. К одному из таких методов относится внутритрубное диагностирование, которое обеспечивает полный охват поверхности трубы по всей длине вне зависимости от условий пролегания. Данный метод позволяет выявлять дефекты всех типов потери металла, его расслоения, дефекты в кольцевых сварных швах и т.д.

Система научного и лабораторного контроля за коррозией в «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири» действует постоянно. При исследовании трубопроводов различного назначения и оборудования специалисты применяют подчас не один, а сразу несколько методов. Для большей точности. Рентгено-гаммаграфический, ультразвуковой, акустико-эмиссионный, магнитный, вихретоковый, визуальный и измерительный, вибродиагностический, электрический, тепловой, оптический, проникающими веществами (капиллярный и течеискание) - вот далеко не полный их спектр. Широко применяется на месторождениях «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири» и метод «TesTex». Проводится он при помощи дефектоскопа многоканального вихретокового для контроля труб с внешней стороны TIS 8С. Этот прибор включает в себя промышленный мини-компьютер, электронный блок и сканер. Он позволяет выявлять изменения толщины стенки стальных трубопроводов и определять коррозионно-эрозионные потери. В работе дефектоскоп нового поколения достаточно прост: ставится на трубопровод, подключается к электронному блоку, который соединён с мини-компьютером (для удобства их размещают в специальном поясе для переноски). Сканер перемещается по трубе, и на мониторе появляются амплитуды и фазы различного цвета. Чем ярче цвет линии, тем больше потери толщины металла. Все данные сохраняются и затем (не в полевых, а в стационарных условиях) расшифровываются специалистами лаборатории неразрушающего контроля и технической диагностики, после чего они дают заключение о техническом состоянии объекта. Стоит добавить, что эффективность исследований с помощью данного прибора многократно выше по сравнению с другими методами. После внедрения системы сплошного сканирования выявляемость дефектов увеличилась чуть ли не в 50 раз.

Иногда на основании даже самых высокоточных методов невозможно сделать однозначный вывод. Вопрос требует комплексного изучения и подхода, использования разнообразных методов. И чем больше их используется, тем шире возможности в понимании процессов, происходящих в трубе. Диагностика позволяет выявить аварийно-опасные участки трубопроводов, которые включаются в программу реконструкции и своевременно меняются. А значит «чёрное золото» всё, до капли, будет доставлено до пункта назначения.

Марина Райлян Об авторе