Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
170,6 млн
тонн нефти
334,5 млрд
куб. м газа
№ 17 (556) 13 мая, 2019

Когда говорили пушки, музы не молчали

Открытая этой весной новая сцена ГАМТ в западносибирском городе Когалыме унаследовала его большую и красивую историю. В дни, когда страна празднует великий День Победы, Малый театр вспоминает подвиги своих героев Великой Отечественной войны. Фронтовые театры внесли свой особый вклад в великую победу советского народа над фашизмом. Артисты вдохновляли солдат на подвиги перед ответственными сражениями, привносили радостные краски в тяжёлые серые будни войны, помогали раненым бойцам.

Просмотров: 695
Когда говорили пушки, музы не молчали
Когда говорили пушки, музы не молчали
Сохраним историю Год театра

В прошлом номере нашей газеты мы буквально в нескольких строках отметили, что Малый театр внёс весомую лепту в приближение победы. Но конечно же, эта страница истории заслуживает особого внимания и развёрнутого рассказа.

...Первые дни войны застали Малый театр на Украине. По традиции на лето труппа всегда выезжала на гастроли в другие города. Одна группа артистов работала в Днепропетровске, другая - в Донецке. Третья небольшая группа артистов под руководством Н.А. Анненкова выступала с шефскими концертами в красноармейских лагерях Западной Украины и раньше других ощутила на себе близость фронта. Вернувшись с гастролей в Москву, Малый театр один из первых в стране организовал штаб военно-шефской работы. Он непосредственно занимался формированием бригад, организацией выступлений актёров на призывных пунктах, вокзалах, а позднее в госпиталях. В июле-августе 1941 года, когда в Москву стали поступать первые раненые, Малый театр взял шефство над госпиталем «Марьина роща». В палатах ежедневно проводилось по несколько творческих мероприятий, называемых в те годы концертами. «Этот вид работы - нечто совершенно исключительное, к чему трудно привыкнуть даже мужчине», - вспоминали актёры. Но зато какое удовлетворение испытывали они, когда видели, что по мере их выступления ещё недавно безжизненные лица оживали, глаза загорались и больные начинали улыбаться…

В октябре 1941 года, когда в Москве было введено осадное положение, советское правительство вынесло постановление об эвакуации вглубь страны вместе с правительственными учреждениями театральных коллективов. Малый был перевезён в Челябинск. Но многие актёры остались в столице и вошли в штаб Всероссийского театрального общества, где формировались первые общемосковские фронтовые бригады, выезжавшие непосредственно на передовые позиции. Только в ноябре-декабре бригада Малого театра дала 47 концертов. За этими скромными цифрами скрывается титаническая работа под проливным дождём, в морозы, во время бомбёжек, когда, как вспоминала В.Обухова, «артисты не вылезали из своих валенок, ушанок, платков и полушубков. Только на короткое время сбрасывали эту одежду перед выступлением и всегда были в красивых нарядных платьях, чтобы воины чувствовали праздничность приезда актёров».

В феврале 1942-го в направлении Западного фронта выехала бригада под руководством П.М. Садовского. Она проделала путь в 1500 км, побывав в шестнадцатой армии Рокоссовского, и дала 45 концертов. Приходилось выступать в неимоверно трудных условиях, в трескучие морозы, под непрекращающуюся орудийную стрельбу. В одном из многочисленных отзывов о выступлении артистов говорилось: «Весь личный состав части очень доволен вашим выступлением. Правда, оно было прервано боевой тревогой, и лётчики прямо с творческого мероприятия с улыбкой на устах ушли в воздух на выполнение боевого задания; в успешном выполнении его есть частица вашего труда…»

Враг рвался к Сталинграду. И, как всегда, для моральной поддержки воинов на самые трудные участки фронта посылались представители искусства, и в числе их неизменно бывали посланцы Малого театра. Артисты добирались туда на открытых грузовиках. Ехали без отдыха до темноты, останавливались только на ночь. Дальность расстояний, трудные климатические условия, нехватка воды переживались актёрами легко, так как у них было одно желание - дать почувствовать бойцам, что о них не забывают, что тыл помнит о них. 25 концертов из 32 были непосредственно проведены на передовой в окопах. Случалось, что во время выступлений артисты попадали под обстрелы, вместе с солдатами принимали огонь на себя. Вот запись одного из дней дневника В.А. Обуховой: «5 ноября. Сегодня нам предстоит дать 4 концерта. Первый - в 9 часов утра у пехотинцев на передовой линии. В 12.00 - у артиллеристов тоже на передовой. В 15.00 - в учебном батальоне и в 24.00 - в штабе генерала К. - у него сегодня награждение орденами и праздничный митинг. Едем к передовой. Всё время на крыле машины кто-нибудь следит за «воздухом». Едем без дороги, прямо по степи. Стоп. Дальше машине нельзя ехать. Команда «выходить». По одному, по цепочке, через интервалы, пригнувшись бежим километра полтора к окопам. Окопы. Бойцы стоят в окопах во весь рост, видно только полголовы из-под земли. Нас ждут, все в сборе. Сцена - естественная площадка перед окопами. Быстро начинаем концерт. Поёт Первиль, я читаю, Звягина и Хрусталёв танцуют чардаш. Отрывок из комедии «Хозяйка гостиницы» принимается взрывами смеха. Последним выступает квартет - поют казачью. Вдруг залп, свист и разрыв в метрах ста от нас. Миномётный обстрел, мне подают знак кончать концерт. Квартет заканчивает песню, и я объявляю конец концерта. Второй залп. Свист и разрыв уже ближе. Особо отличившийся боец говорит нам приветствие, благодарит. Звягина произносит горячие прощальные слова. И опять по приказу, по цепочке, пригнувшись направляемся к артиллеристам. Обстрел продолжается минут 30-40, разрывы совсем близко, рядом и через головы. Нас осыпает землёй и песком. Наступает тишина… Все мы живы и не ранены».

Солдаты, измученные сражениями и нечеловеческими условиями войны, всё больше и больше нуждались в терапии искусством. В одном из отзывов бойцы писали: «…крепче рука сжимает винтовку, сердце рвётся в бой. Большое фронтовое спасибо за чудесные, счастливые минуты! Ещё крепче будем громить фашистских варваров до полного их уничтожения».

Но не только своё искусство несли советским воинам в годы войны артисты. Фронт получал от них замечательные подарки, приобретённые на трудовые сбережения. Это были дарственные танки, самолёты, пушки. На постройку истребительной авиационной эскадрильи «Малый театр - фронту» старейший сценический коллектив страны собрал свыше миллиона рублей!

Из воспоминаний артистов: «...1944 год. Август. Москва. На зелёном ковре подмосковного аэродрома ровной шеренгой выстроились 12 остроносых «Яков». Новеньких, ещё ни разу не бывавших в боях. На каждом белеет надпись: «Малый театр - фронту». На правом фланге - лётчики В.Мелехов, В.Бушвин, А.Батизат, К.Разумнов, А.Паков и другие. А чуть поодаль стоят А.Яблочкина, Е.Турчанинова, Е.Шатрова, Е.Гоголева, В.Рыжова, П.Садовский. Звучат слова о том, что эта эскадрилья, приобретённая на свои средства артистами Малого театра, передаётся в руки опытных пилотов.

- Бейте захватчиков! Пусть скорее придёт победа!

Из строя выходит командир эскадрильи старший лейтенант В.Мелехов.

- Клянёмся! Эти самолёты станут грозой для фашистов. Клянёмся! Если нужно будет, жизни своей не пощадим...»

Газеты того времени писали: «Ежедневно десятки самолётов с надписями на фюзеляжах: «Москва» и «Малый театр - фронту» наносят чувствительные удары немецкому зверю в его собственной берлоге. Только за три дня боевых действий эти самолёты уничтожили до 30 танков, до 100 машин с техникой и боеприпасами. На машинах москвичей наши лётчики провели 16 воздушных боёв, сбив при этом 9 «Фокке-Вульфов-190» и 3 «Мессершмитта-109».

...С января месяца 1945 года Красная Армия триумфально продвигалась по Восточной Европе, преодолевая упорство врага и уничтожая сопротивляющихся гитлеровцев. Самыми яркими были последние поездки фронтового театра в действующую армию. Артисты выехали на Второй Украинский и Второй Белорусский фронты в начале февраля 1945 года и пробыли вместе с частями по июнь 1945-го. Бойцы и офицеры проявляли громадный интерес к спектаклям Малого театра, оказывали им восторженный приём. Вот как вспоминала об этом артистка Пироцкая: «Танковая часть. В одиннадцать часов ночи стало известно о нашем приезде. К утру был очищен огромный сарай, построена сцена, «балкон», «амфитеатр» - подготовлен зрительный зал на тысячу четыреста мест. Бойцы озеленили двор, посыпали дорожки песком, на воротах у входа красовалась надпись: «Добро пожаловать! Привет артистам любимой Москвы!»

Вместе с Красной Армией артисты прошли всю войну. И вместе с войсками пережили счастливые минуты победы.

Счастье этих моментов передают воспоминания Пироцкой: «…мы у Рейхстага. Тысячи, десятки тысяч наших доблестных воинов. Над куполом развевается Красное знамя. С трудом пробираемся внутрь. Стены заполнены надписями: «Я пришёл из Сталинграда», «Я пришёл из Севастополя», «Я пришёл из Киева», «Я пришёл из Одессы»… Я не выдержала и тоже написала огромными буквами: «Мы из Москвы, от Малого театра». И когда 9 мая 1945 года небо над Москвой осветилось залпами салютов, безмерная радость охватила в ту ночь и артистов Малого театра от горделивого сознания, что в великое, светлое дело победы над ненавистным врагом вложена частица и их труда!

Марина Райлян Об авторе