Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
143,9 млн
тонн нефти
268,7 млрд
куб. м газа
№ 15 (554) 22 апреля, 2019

О сказке, театре и Советнике

Крупными хлопьями падает сверху световой снег, плавно, словно по мановению волшебной палочки, меняются декорации на сцене, и мы, зрители, оказываемся то в уютном скандинавском городке среди сказочно прекрасных домиков, то в богатых королевских покоях принцессы и принца, то в замке из сверкающего льда. На новой сцене Государственного академического Малого театра России в Когалыме в первый раз идёт спектакль «Снежная королева».

Просмотров: 1550
О сказке, театре и Советнике
О сказке, театре и Советнике
Территория заботы Интервью в антракте

Думаю, каждый из нас в детстве читал эту прелестную сказку Ганса Христиана Андерсена. Переложенная для театра Евгением Шварцем, она не потеряла своё очарование. Напротив, остроумные и интересные диалоги наполнились новым современным звучанием, и для зрителей припасена масса сюрпризов, театральных эффектов, помогающих старой волшебной сказке адаптироваться и ожить на театральной сцене. Труппа, прибывшая в Когалым, подобрана таким образом, чтобы опыт и мастерство артистов взрослого поколения удачно дополнялись весёлой энергией молодых актёров.

У каждого персонажа свой характер. И от того, как удастся его передать, зависит успех постановки. Советник Снежной королевы, которого играл Валерий Бабятинский, отличался чопорностью и строгостью.

- Какие невоспитанные дети! - ледяным тоном высокомерно-укоризненно произнёс он несколько раз в ответ на невинную шутку Кая и Герды. Да так произнёс, что малыши в зале тоже поёжились, как будто это их отругали. Поверили. Ещё бы! На сцене - настоящий мэтр театрального дела, профессор кафедры устной и сценической речи Московского государственного университета культуры и искусств и профессор кафедры «Сольное академическое пение» Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова, заслуженный и народный артист России. А таких званий удостаивают немногих.

За годы творческой деятельности артист сыграл десятки ролей российского и зарубежного классического репертуара. Театральные критики отмечают, что его манеру игры неизменно отличают глубочайшая достоверность, интеллигентность и чувство меры. Ещё третьекурсником Валерий Константинович дебютировал на сцене, сыграв Чацкого в «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Молодой артист с первых же сезонов зарекомендовал себя яркой и самобытной творческой индивидуальностью. Среди несомненных удач актёра - Петя Трофимов и Гаев («Вишнёвый сад»), профессор Серебряков («Дядя Ваня»), Кулыгин в «Трёх сёстрах», Сорин («Чайка»).

Широкий круг зрителей знает его по художественным фильмам «Девять дней одного года», «Двое в степи», «Красная площадь», «Семнадцатый трансатлантический», «Поэма о крыльях», «Выстрел», «Ну, публика», «Осень в Болдине». Особую популярность принесла Бабятинскому блистательно исполненная главная роль в телевизионном фильме «Портрет Дориана Грея».

Понятно, что актёр с таким творческим потенциалом без труда погружается в любой жанр - от трагедии до фарса и так же легко способен «перевоплотиться» из злодея в героя. И на новой сцене театра в Когалыме он, как всегда, блистательно играл свою роль.

Между выходами на сцену у Валерия Константиновича полчаса. И он выкроил время на разговор со мной.

- Валерий Константинович, в труппе Малого театра вы с 1963 года. По сути, всю свою творческую жизнь посвятили служению храму Мельпомены. По вашему мнению, что отличает этот театр от великого множества других?

- Самое главное, что отличает и всегда отличало Малый театр, - это прежде всего высокое качество актёрского исполнения. Во все времена. У великих артистов Малого мечтал учиться Константин Сергеевич Станиславский (купец Алексеев, ставший всемирно известным режиссёром, основателем Московского художественного театра и создателем знаменитой актёрской системы, которая до сих пор имеет огромную популярность в России - прим. ред.). Он преклонялся перед талантом Александра Павловича Ленского, Александра Алексеевича Остужева, Марии Николаевны Ермоловой. В своё время безумно мечтал о Малом театре Евгений Багратионович Вахтангов, соратник Станиславского. Конечно, тогда режиссура была другая. Сейчас вырос уровень, выросли её требования, я бы сказал, она интеллектуально выросла.

Малому театру свойственен некий консерватизм. Но это не плохое, это хорошее слово. В нём нет поспешности и суматохи. Я помню, когда шла перестройка, МХАТ разделился, и были горячие головы, которые призывали: «А давайте мы тоже разделимся!» Тогда вышел Владимир Владимирович Кенигсон и сказал: «Малый театр, как океанский лайнер, должен идти по проложенном фарватеру и заданному курсу, посматривая налево и направо, но идти вперёд. Вот это была точная установка, и слава богу, что у художественного руководителя нашего театра Юрия Мефодьевича Соломина хватило и понимания вопроса, и опыта, и знания Малого театра - он сохранил труппу. Ни один человек не был уволен. Несмотря ни на какие испытания временем, сегодня Малый театр является самым крупным драматическим театром мира. Я объездил весь земной шар, мы играли в Греции и Мексике, в Версале и в японском современном театре. Одно могу сказать: такого театра, как у нас, нет нигде. У Малого театра огромная труппа - 150 артистов и большой штат. Все цеха присутствуют. Великолепные краснодеревщики, столяры, высококлассные портные - все службы, какие только необходимы. Нам надо только энергию давать, ну и, простите, финансами подпитывать, и мы, как маленькое феодальное государство, можем существовать сами по себе.

- Какие из гастролей запомнились больше всего?

- У нас много разных гастролей бывало. Яркие, экзотичные, а случались и скромные встречи, но которые оставили зарубки в сердце значительно больше экзотических. Помню начало моей творческой работы в Малом театре. Шёл 1962 год, мы совсем молодые ещё были. Ехали со знаменитейшим актёром, народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда, лауреатом Сталинской и Государственной премии, директором Малого театра, председателем правления Всероссийского театрального общества Михаилом Ивановичем Царёвым. Маршрут пролегал по Енисею: Туруханск, Игарка, Дудинка, Норильск. Помню, как мы в Туруханске умывались утром в бочке с водой. Вышли утром и давай плескаться. И Михаил Иванович с нами. Это была потрясающая поездка. На всю жизнь запомнились полчища мошки, битком набитые зрителями производственные цеха и залы, а иногда и какие-то каморки. Встречались с народом на самых разных площадках.

И помню, как, уже будучи актёром средних лет, я приехал к лесорубам в посёлок на Дальнем Востоке (сейчас уже не вспомню названия), близ Биробиджана. Это был мой сольный концерт. Так что гастроли в отдалённые уголки совершенно не пугают. Огромное удовольствие от встреч с людьми! Очень люблю Москву, но вместе с тем сделал такое наблюдение: чем дальше от столицы, тем чище и хрустальней родники человеческих поселений, душ людей, которые живут там. И ты этим питаешься, это приносит ощущение, что, ребята, не так уж всё плохо у нас в стране.

- Говорят, в Малом театре не любят слово «филиал». Даже театр на Большой Ордынке называют второй сценой. Почему так?

- Малый театр един. Труппа у нас одна, на какой бы сцене мы ни играли.

- А как вы отнеслись к созданию филиала Малого театра на Севере, в Когалыме?

- На мой взгляд, то, что сейчас происходит здесь, - идея замечательная. В истории театра это первый случай, когда филиал находится за пределами Садового кольца. Это действительно эксклюзивная составляющая. Предвидятся ли сложности в связи с географической отдалённостью нашей новой сцены? Поживём - увидим. У нас есть потрясающий директор - Тамара Анатольевна Михайлова! На вид хрупкая женщина, но внутри неё столько энергии! Диву даюсь! Когда началась реконструкция Малого театра, было опасение, что «вляпаемся», как Большой театр, в ремонт на много лет. Но пришла хрупкая женщина, сделала ремонт за три года, ни один человек из труппы не уволился, мы ставим новые спектакли... Я считаю, ей надо памятник поставить рядом с памятником Александра Николаевича Островского, который стоит перед нашим театром...

- Валерий Константинович, ваш выход! - прервали наш разговор сотрудники театра.

- Вынужден откланяться, - сказал актёр, которому пора было выходить на финальную сцену.

...Спектакль закончился. Все были совершенно очарованы сказкой. Дети с горящими глазами делились своими восторженными впечатлениями со взрослыми о сказочных персонажах, особенно понравившихся сценах. Их мамы и папы счастливо улыбались. Дарить детям такие эмоции - что может быть лучше?! Конечно же, малышей нужно водить и показывать им настоящий Театр, настоящую сказку. И здорово, что у жителей Югры и Когалыма теперь есть такая чудесная возможность.

Марина Райлян Об авторе