Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
31,3 млн
тонн нефти
63,5 млрд
куб. м газа
№ 6 (494) 12 февраля, 2018

Вентильный двигатель прогресса

Если взглянуть на карту, где яркими маячками обозначены пункты поставок вентильных двигателей когалымского завода ООО «ЛУКОЙЛ ЭПУ Сервис», то получается, что продукцией небольшого предприятия охвачены уже несколько стран и десятки территорий в регионах России. И это только начало! Пока производство работает в половину своей мощности и только набирает обороты. База - основательная, перспективы - вдохновляющие, все составляющие успеха налицо.

Просмотров: 4840
Вентильный двигатель прогресса
Вентильный двигатель прогресса
Вентильный двигатель прогресса
Вентильный двигатель прогресса
Производство Импортозамещение - в действии

Сейчас к когалымскому заводу приковано всеобщее внимание: для ЛУКОЙЛа он стратегически важен, поскольку выпускаемые там вентильные двигатели (ВД) позволяют значительно снизить себестоимость добычи нефти. Без преувеличения можно сказать, что важен он и для всей российской нефтегазовой промышленности, так как является наглядным примером финансирования разработок для целой отрасли со стороны  нефтяной компании.  Сегодня на страницах нашей газеты о том, как всё начиналось и развивалось, рассказывает советник директора завода вентильных двигателей ООО «ЛУКОЙЛ ЭПУ Сервис» Матвей Гинзбург.

Синергия науки и производства

- В начале 90-х годов прошлого века, анализируя мировые тенденции в области совершенствования электроприводов, российские специалисты начали обсуждать вопрос о  возможности использования вентильных электродвигателей в качестве приводов нефтедобывающего оборудования. Особую актуальность задаче повышения эффективности эксплуатации погружных насосов придавала необходимость снижения энергозатрат в нефтедобыче. В 1995 году в компании ЛУКОЙЛ самым серьёзным образом отнеслись к предложению одного из ведущих предприятий ВПК в области создания электрических приводов для аэрокосмической техники - общества  «АЭРОЭЛЕКТРИК» (бывший завод «Дзержинец»). Это предприятие оборонной промышленности предложило заняться разработкой принципиально новых высокоэнергоэффективных приводов для нефтяного оборудования. Несмотря на то что перспективы предложенного к разработке нового типа оборудования были ещё далеко не ясны,  ЛУКОЙЛ, учитывая высокий научный и технический потенциал ВПК, принял решение не только финансировать разработку, но и подключить к её реализации своих специалистов, обладающих большим опытом эксплуатации нефтяного оборудования. В рамках сотрудничества с обществом «АЭРОЭЛЕКТРИК» были созданы принципиально новые, более энергоэффективные погружные электродвигатели с постоянными магнитами в роторе.  В конце 1996-го  изготовлен действующий макетный образец первого в мире погружного вентильного электродвигателя для привода УЭЦН (этот раритет сохранился и находится в рабочем состоянии). В этом же году ЛУКОЙЛ получил патент на полезную модель «Установка глубинного насоса», отличающуюся тем, что «установленный в скважине двигатель выполнен бесконтактным, с размещёнными на роторе постоянными магнитами». Этим документом закреплён мировой приоритет Компании и России в создании вентильных приводов для погружных насосов. Промышленные опытные образцы новых типов были испытаны в 1998 году на месторождениях «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири» и «РИТЭКа». Испытания подтвердили возможность и целесообразность их использования.

После августовского кризиса 1998 года работы над проектом были на некоторое время приостановлены. Создалась угроза потери достигнутых к тому времени результатов, поэтому в 2000-м ЛУКОЙЛ принял решение создать в составе общества «РИТЭК» Инновационно-технологический центр («РИТЭК-ИТЦ»), пригласив в него для продолжения работ группу ведущих специалистов предприятия «АЭРОЭЛЕКТРИК».

Новаторские подходы к созданию новой техники, активное участие в этой работе нефтяников Компании и поддержка проекта генеральным директором  ОАО «РИТЭК» Валерием  Грайфером позволили уже в 2001 году успешно завершить приёмочные испытания. По их результатам президиум научно-технического совета ЛУКОЙЛа поддержал решение приёмочной комиссии о постановке вентильных приводов УЭЦН на производство.

Высокая степень  унификации с серийными асинхронными по конструкции, материалам и технологии изготовления позволила оперативно организовать производство в сертифицированном по международному стандарту ISO 9001 обществе «ЛУКОЙЛ ЭПУ Сервис».

Первая скважина с УЭЦН с вентильным электродвигателем была запущена в эксплуатацию 17 марта 2002 года, а первая скважина с УЭВН с низкооборотным ВД - 12 октября 2003-го. Эти даты можно считать началом промышленного использования вентильных приводов погружных насосов в нефтедобывающей отрасли России и в мире.

Серийное производство ВД и станций управления было организовано в 2003 году в Москве на предприятии «РИТЭК-ИТЦ». В начальный период их внедрения, несмотря на наличие проблем технического и экономического характера, руководство ЛУКОЙЛа поддержало проект. Потребовалось несколько лет для его доработки и принятия решения об увеличении объёмов их применения, а затем и полной замене всех электроцентробежных насосов на ЭЦН с ВД.

Первые в России

Высокий КПД и более низкие значения рабочих токов в сочетании с возможностью регулирования частоты вращения позволяют уменьшить энергопотребление при добыче нефти УЭЦН от 10 до 35%. Однако экономический эффект от замены двигателей не определяется только их энергоэффективностью. В равных условиях эксплуатации УЭЦН с ВД имеют более высокий КПД, значительные наработки на отказ, превышающие   наработки асинхронных  ПЭД, и всё это за счёт более низкого теплового режима работы двигателя, гибкого регулирования частоты вращения и режимов запуска. Применение низкооборотных ВД, работающих без снижения момента с частотой вращения от 100 об/мин, позволило существенно поднять наработки погружных винтовых электронасосов, применяемых для откачки скважинной продукции с повышенной вязкостью.

Разработка вентильных приводов УЭЦН и УЭВН - один из немногих примеров создания в России техники, энергетические характеристики которой превышают характеристики оборудования, выпускаемого развитыми зарубежными странами, предназначенного для тех же целей. Например, ВД ЛУКОЙЛа, поставленный в Канаду, проработал более 600 суток - в 5 раз дольше установленного заказчиком критерия успешности. 

Успех корпоративного проекта ЛУКОЙЛа подтверждается и тем, что вслед за «РИТЭК-ИТЦ» разработкой и изготовлением вентильных приводов занялись специалисты предприятий - заводов-изготовителей УЭЦН - «БОРЕЦ» и «НОВОМЕТ». После долгих раздумий и, надо полагать, изучения результатов лукойловского проекта этой тематикой заинтересовалась и компания Schlumberger, а именно разработкой и производством ВД. 

Учитывая высокую энергоэффективность агрегатов, руководство нефтяной компании ЛУКОЙЛ в 2015 году приняло решение о внедрении их на всех скважинах Компании, оснащённых УЭЦН и УЭВН. Для реализации этой задачи возникла необходимость создания нового предприятия по производству вентильных двигателей. Поэтому вполне обоснованным был и выбор места с локализацией производства в  Когалыме - регионе с наибольшей потребностью в этом важнейшем виде добывающего оборудования. И в сентябре 2016 года такое решение было реализовано - введено в строй предприятие с перспективой выхода на годовой объём производства 5000 единиц. 

Проторённым путём легче идти

В 2017 году осуществлена реорганизация общества «ЭПУ-ИТЦ» в форме присоединения к «ЛУКОЙЛ ЭПУ Сервис», в связи с чем принято решение о создании завода вентильных двигателей ООО «ЛУКОЙЛ ЭПУ Сервис» на базе производственных площадей ООО «ЭПУ-ИТЦ». Введённый в эксплуатацию в сентябре 2016 года цех по производству ВДМ, расположенный в городе Когалыме, вошёл в состав завода вентильных двигателей, став одной из его крупнейших производственных площадок. И если в Западной Сибири основной упор делается именно на производство, то столичное подразделение  является научно-технической площадкой, занимающейся опытно-конструкторскими работами и инженерными разработками. 

По словам специалистов, аналогов когалымскому предприятию нет во всём регионе. Цех по производству ВД рассчитан на выпуск более 5000 двигателей в год. И если первое время он обеспечивал погружным оборудованием только югорские месторождения, то сейчас география поставок куда шире - она охватывает территории Южного, Приволжского, Сибирского, Уральского и Северо-Западного федеральных округов. Кроме  того, завод вышел на мировой рынок, и его продукция поставляется в Казахстан, Францию, Германию, Австралию, Камерун и Кубу.

Не хочется бросаться громкими словами, но констатируем факт: разработка лукойловского вентильного двигателя внесла значимый вклад в укрепление экономического суверенитета России в отдельно взятой сфере нефтяной промышленности. Другими словами, импортозамещение - в действии! 

И конечно же, это ещё не финал истории. Доказанная эффективность данной инновационной разработки, по словам нефтяников, заставляет по-другому взглянуть на привычные вещи в производстве и думать над их модернизацией. А путь от идеи до производства нефтяниками и инженерами ЛУКОЙЛа уже проторён.
 

Марина Райлян Об авторе