Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
150,1 млн
тонн нефти
296,7 млрд
куб. м газа
№ 11 (550) 25 марта, 2019

День, которого год ждут

Аган и Тром-Аган - эти национальные поселения во многом похожи. Даже названия созвучны. И одному, и другому населённому пункту их дали реки, на берегу которых они расположены. В основном населяют их ханты и манси, занимающиеся традиционными видами хозяйствования: сбором дикоросов, рыбной ловлей, охотой. Много среди них и оленеводов, которые живут на два дома - в тайге и в посёлке. Поддержку этим поселениям и проживающим в них представителям коренных малочисленных народов Севера оказывает общество «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

Просмотров: 855
День, которого год ждут
День, которого год ждут
Коренные народы Репортаж

16 и 17 марта тромаганцы и аганцы отмечали День оленевода. На языке коренных народов Севера слово «праздник» имеет значение «день радости». Если так, то День оленевода - время очень большой радости для ханты и манси и без преувеличения одно из главных событий в году. Оленеводы живут в тайге на стойбищах, и нужен очень веский повод, чтобы они могли позволить себе отлучиться от стада, собраться всем вместе и решить многие важные проблемы: встретиться с родственниками, выгодно продать произведённую продукцию, оформить документы на получение различной социальной помощи, пройти медицинское обследование и даже встретить будущую жену (или мужа) и договориться о свадьбе. Их профессиональный праздник и есть тот самый повод. Плюс отличная возможность показать потенциал своих быстроногих животных и мастерство наездника.

Северная экзотика по-тромагански

С раннего утра в посёлке Тром-Аган царит атмосфера настоящего национального праздника. Со сцены с ярким надувным куполом, сооружённой по этому случаю возле этнографического комплекса, льются песни фольклорных коллективов, по площади без устали носится ватага малышей в нарядных национальных одеждах, детвора постарше играет в догонялки и радостно валяет друг друга в снегу, юноши и девушки украдкой разглядывают друг друга.

С каждой минутой гостей праздника становится всё больше. Мужчины, собираясь вместе, деловито обсуждают трофеи, которые удалось добыть за время зимней охоты, говорят о том, как прошла путина, и, конечно, не оставляют без внимания вопросы, связанные с сохранением молодняка и умножением оленьего стада. Да мало ли какие ещё вопросы, связанные с лесной жизнью, появляются за долгую зиму и в одиночку решить которые бывает трудно. В шапках-капюшонах из меха выдры, красивых, ярких малицах (малыпси), обшитых мехом, обутые в кисы, закрывающие даже бёдра, смотрятся они колоритно.

Женщины тоже рады видеть друг друга и спешат поделиться новостями. Для них этот праздник - возможность продемонстрировать своё рукодельное мастерство. Каждая из них настоящий модельер. Долгими зимними днями и вечерами они вручную шьют одежду и обувь для всей своей семьи. Кисы, украшенные кусочками меха разного цвета, выложенными в орнамент, напоминающий по форме рог северного оленя, - настоящее произведение искусства. Они сами выделывают мех, раскраивают его, своими руками расшивают одежду бисером, разноцветными лентами, лоскутами кожи. А когда выглянуло весеннее солнышко и настал «день радости», пришло время похвастать своими хендмейд-изделиями перед народом. В качестве топ-моделей выступают их дети, мужья и, конечно же, они сами, гордо демонстрирующие свои новые шубки (сакыт). Такой вот всеобщий «фэшн-показ».

На прилавках импровизированной ярмарки - и свежая рыба, и приготовленная по хантыйским рецептам, замороженные ягоды, оленина, бубны, обереги, национальные куколки, поделки из кожи и меха оленей, берестяные туески - товары на любой вкус. Здесь даже можно за символическую цену щенка сибирской лайки приобрести. Рядышком по традиции установили переносное национальное жилище - чум, в котором хлопотали хозяюшки, выготавливая угощения для гостей праздника. Тут можно было попробовать и оленину, и по-хантыйски приготовленную на костре уху.

...Олени заметно нервничают. Всю зиму они видели только своего оленевода, а тут столько народа, столько красок и пугающих звуков! Участники состязаний заблаговременно подводят свои упряжки к зоне стартовой площадки, чтобы животные успокоились. Но это мало помогает. Когда после традиционного обряда обкуривания дымом (обряд очищения) и недолгой церемонии открытия праздника старт гонкам был дан, всё равно некоторые упряжки стали сворачивать с трассы. Но это единицы. В основном олени чётко выполняли все указания хозяев и мчались так, что кажется, копытами земли не касались. В «мыле» животные, мокрые от напряжения и этноспортсмены. Состязания завершились. Среди мужчин наездником номер один признан Александр Кечимов, второе место - у Данила Ермакова и третье - у Леонида Сопочина. Среди женщин лучшей стала Надежда Русскина, у Зои Кечимовой - второе место, третье - у Зинаиды Кечимовой.

Конечно же, на празднике предоставлялась возможность проявить себя не только оленеводам. Каждый желающий мог поучаствовать в различных спортивных играх и состязаниях: забеге в национальной одежде, набрасывании тынзяна на хорей, прыжках через нарты. Жители стойбищ только снисходительно улыбались, глядя на неловкие движения новичков. Этноспорт развивает нужные в лесном хозяйстве навыки. К примеру, метание тынзяна на хорей имитирует бросок аркана на рога оленя, перетягивание палки опять же изначально связано с удержанием животного, а прыжки через нарты, гонки на оленьих упряжках, бег на охотничьих лыжах с шестом в руке, думаю, отдельных комментариев вообще не требуют.

Победителей национальных спортивных состязаний ждали подарки. За призовые места в гонках на оленьих упряжках представители общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» вручили мотобуксировщики, лодки и сани-волокуши с логотипом «ЛУКОЙЛ». Эти подарки станут хорошим подспорьем в хозяйстве на стойбище.

Аганское «ноу-хау»

Днём позже День оленевода прошёл в Агане. Помимо чисто бытового значения, для коренных северян он имеет и глубоко сакральный смысл. «Для нас, оленеводов, это праздник надежды. В это время, когда тайга ждёт обновления, мы всегда строим планы на будущее. А ещё это возможность сохранить наши национальные древние традиции и передать их потомкам», - говорят они.

На праздник, чтобы поучаствовать в различных состязаниях, съехалось более четырёх десятков спортсменов от 13 до 70 лет. И началось всё с проведения чемпионата по охотничьему биатлону. Это такое аганское «ноу-хау». Для участия в турнире никаких сверхъестественных навыков и суперспортивной подготовки не требовалось. По сути, это то, чем ханты и манси ежедневно занимаются на стойбищах. С утра пробежаться на лыжах и добыть дичь на обед, а потом наколоть дровишек для печки - обычное дело.

Старт дан. На традиционных охотничьих или камусных лыжах (лямпах) участники состязаний побежали к «огневому» рубежу. Лямпы отличаются тем, что снизу подбиты шкурой лося (реже оленя) и обладают уникальными свойствами, обеспечивающими охотнику передвижение по тайге не только без малейшего звука, но ещё и по любым непроходимым местам. Даже на крутую гору можно без труда забираться, не боясь соскользнуть обратно. Но есть и другая сторона медали: они не столь быстроходны. Но это не беда. Многие из участников на охотничьих лыжах по снежной трассе бегают чаще, чем иные спортсмены в кроссовках по спортивному залу. Так что с заданием хоть и не без труда, но справились все.

Следующий этап - стрельба из пневматической винтовки. Расстояние до цели - 15 метров, диаметр мишени - 10 сантиметров. Меткий глаз здесь ещё не самое главное. Важно унять волнение. Последнее задание - расколоть две жерди - тоже прошло на ура. Виртуозное владение топором для жителя тайги - первое дело.

Сколь бы зрелищным ни было это состязание, по красоте и азарту оно не сравнится с оленьими гонками. И тут не обошлось без сюрпризов: одни упряжки несли своих хозяев по снежным просторам со скоростью ветра, другие, едва тронувшись с места, тут же разворачивались обратно. Победили, конечно же, сильнейшие. Среди мужчин первое место - у Юрия Айваседы, второе - у Василия Тылчина, третью ступень пьедестала почёта занял Иван Казанжи. Среди женщин победила Зоя Покачева, за ней - Анастасия Айваседа, а замыкает тройку - Любовь Казанжи.

Лидеров всех спортивных состязаний ждали хорошие призы. Однако не за этим год от года на дни оленеводов по всей Югре собираются коренные северяне. «Много километров сюда добирались. Каждый год приезжаем. Друзей надо увидеть, в соревнованиях поучаствовать, праздник посмотреть. Праздник - это хорошо. Сюда приезжают из разных районов, общаемся, знакомимся. Весна пришла, скоро время отёла. За оленятами постоянный уход нужен. Из тайги уже не уедешь. Так что где и когда ещё увидимся?» - говорят оленеводы.

Марина Райлян Об авторе