Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
170,6 млн
тонн нефти
334,5 млрд
куб. м газа
№ 9 (548) 11 марта, 2019

"Чёрное золото" Сибири

2019 год богат на «нефтяные» юбилейные даты.

Просмотров: 930
"Чёрное золото" Сибири
"Чёрное золото" Сибири
"Чёрное золото" Сибири
Сохраним историю Значимые вехи летописи Тюменской области

«Нефтяная» навигация

23 мая 1964 года у нефтеналивного причала «Сухой Бор» на реке Конде (688 км от устья) встал под загрузку трёхозёрной нефтью первый танкер ТН-652 капитана Константина Третьякова. Через пять дней по протоке Юганская Обь с первой усть-балыкской нефтью отошёл караван буксирного парохода «Капитан» Николая Лунина. 4-6 июня суда отшвартовались у Николаевского причала Омского нефтеперерабатывающего завода. Капитаны доложили в диспетчерскую Тюменского линейного речного пароходства: «Первые рейсы «нефтяной» навигации завершены успешно! Экипажи работают отлично».

Начальник Тюменского геологического управления Эрвье писал: «Я пережил большую радость, когда первая тюменская нефть хлынула в нефтяную баржу. Такое же чувство, чувство радости, гордости и удовлетворения разведчика, испытал я, когда присутствовал в Омске на торжественном приёме тюменской нефти коллективом нефтеперерабатывающего завода».

Всего на сибирских реках было три нефтяных навигации в 1964-1966 годах. Речным транспортом в Омск доставлено 736 тысяч тонн нефти.

В то же время стало ясно: при навигационных периодах на Конде, Оби и Иртыше (120-140 дней) 40 нефтеналивных барж, изготовленных на Тюменском судостроительном заводе, не справляются с доставкой в Омск на переработку всё возрастающих объёмов добытой западносибирской нефти. Потребовалось ускоренное создание сети магистральных трубопроводов.

Звёздный час нефтяной Сибири

18 июля 1964 года возле села Ембаево на окраине Тюмени ковшом экскаватора вынут первый кубометр грунта. Первая плеть будущей трассы уложена в траншею. А по встречной нитке шла труба от Шаима. Уже 28 декабря 1965 года «Тюменская правда» сообщила: «Получай, страна, тюменскую нефть». Последующее движение сырья на нефтеперерабатывающие заводы осуществлялось железнодорожными маршрутами. «Чёрное золото» западносибирских недр получило надёжный круглогодичный выход в основные промышленные центры.

Ещё более крупным нефтепроводом, обеспечивающим транспорт нефти из Западной Сибири, стал нефтепровод Усть-Балык - Омск протяжённостью более тысячи километров, введённый в эксплуатацию в 1967 году.

Знаковым рубежом 1965 года стала добыча в Западной Сибири первого миллиона тонн нефти. В канун этого события, отмечая трудовые успехи тюменских нефтяников, Президиум Верховного Совета СССР установил Всесоюзный день работников нефтяной и газовой промышленности, который отмечается в первое воскресенье сентября.

В январе 1969 года, 50 лет тому назад, началась разработка открытого геологами четырьмя годами ранее крупнейшего в стране Самотлорского нефтяного месторождения. «Тюменская правда» сообщила: «Утро 27 января было такое же, как и все предыдущие. Мороз 44 градуса, но всё же оно необычно для буровиков Мегиона. В это утро они начали проходку скважины №200, первой эксплуатационной скважины на уникальном Самотлоре. Бурение поручено бригаде Степана Ананьевича Повха. Пройдены первые 200 метров. Штурм Самотлора продолжается!»

А уже 3 апреля эта промысловая скважина была подключена к нефтесборной сети.

В память о Повхе, трагически погибшем в июне 1971 года, его именем назвали открытое в 1972-м в 162 километрах к северу-востоку от Сургута нефтяное месторождение, разработку которого сейчас ведёт ТПП «Повхнефтегаз» - одно из шести территориально-производственных предприятий общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». В Когалыме установлен бронзовый бюст знаменитого бурового мастера.

Планировалось к 1970 году довести в Западной Сибири добычу нефти до 20-25 млн. тонн. По факту в 1970-м здесь уже было добыто почти 30 млн. тонн нефти. А в октябре 1975 года Тюменская область рапортовала о добыче 500-миллионной тонны нефти с начала эксплуатации нефтяных месторождений. Газета «Правда» писала: «Каждая четвёртая тонна советской нефти сегодня начинает свой путь с берегов Оби… Если бакинские нефтяники к годовому уровню добычи в 25 млн. тонн шли почти 100 лет, то Тюмень превысила стомиллионный рубеж всего за четыре года девятой пятилетки».

К тому времени в Западной Сибири было открыто более 80 нефтяных и газовых месторождений, объём годовой нефтедобычи составил 141 млн. тонн.

Таким образом, центр советской нефтедобычи последовательно сместился из Волго-Уральского региона в Западную Сибирь. Тюменская нефть помогла решить ещё одну задачу на мировой арене - обойти по уровню нефтедобычи Соединённые Штаты Америки. И если в 1974 году Советский Союз добывал 93,2 процента от уровня США (для сравнения: в 1955-м - всего 20%), то в 1975-м СССР, добыв 481 млн. тонн, на 4,5% опережал своего главного соперника, а в 1980-м подобное превышение достигло уже 9,8%.

Языком нефтяных и газовых фонтанов Тюмень заговорила на весь мир. Специализированные европейские, американские и азиатские центры и издания с интересом и изумлением следили за геологическими открытиями в нашем регионе. Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция постепенно обретала мировую известность.

«Великое авиакочевье»

Так в обиходе называли вахтово-экспедиционный метод, который первоначально использовался для освоения нефтяных месторождений в Западной Сибири. Буровики, нефтяники, строители, повара доставлялись во временные вахтовые посёлки из мест постоянного проживания: с Украины, из Белоруссии, Закавказья, Поволжья. Они работали на промыслах месяц-полтора, после чего сменялись новыми «летающими» бригадами.

Но со временем пришло правительственное решение (от 20 марта 1980 года №241 «О неотложных мерах по улучшению строительства в районах Западно-Сибирского нефтегазового комплекса») о том, что рабочие и инженерно-технический персонал должны жить вместе с семьями там, где трудятся.

Возникшие возле нефтяных и газовых месторождений вахтовые посёлки становились городами окружного подчинения: Урай (1965), Нефтеюганск (1967), Нижневартовск, Надым (1972), Мегион, Новый Уренгой (1980), Когалым, Лангепас, Нягань, Радужный (1985), Белоярский (1988), Пыть-Ях (1990), Покачи, Югорск, Лянтор (1992)…

Железная дорога Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Новый Уренгой (строительство началось в декабре 1966 года) соединила стальной колеёй основные центры добычи западносибирских нефти и газа.

Александр ПЕТРУШИН, заместитель директора представительства ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в г.Тюмени.

Елена Автономова Об авторе