Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
68,1 млн
тонн нефти
133,2 млрд
куб. м газа
№ 2 (541) 21 января, 2019

Путешествие флорентийца по Югре

170 лет назад во Флоренции родился натуралист и антрополог Стефано Соммье, предпринявший в 1880 году путешествие в Югру и Обдорск. Никто из итальянцев раньше не добирался до этих северных широт. У Стефано была цель: в поисках новых знаний о природе и человеке он готов был поехать на край света. Так это и случилось. Ботаник Соммье добрался до Обской губы.

Просмотров: 1350
Путешествие флорентийца по Югре
Путешествие флорентийца по Югре
Сохраним историю Путевые заметки

Будущий исследователь Сибири появился на свет 20 мая 1848 года во Флоренции во французской семье, но в 1869-м принял итальянское гражданство. Занимался изучением флоры Италии, путешествовал по Тосканскому архипелагу, Сардинии, Сицилии. А затем решился на путешествие в северные широты: сначала - в Лапландию, а затем - в Западную Сибирь. Помимо флоры и фауны Обь-Иртышского бассейна, его интересовали люди, населяющие эту территорию. Языка остяков и самоедов итальянец французского происхождения знать не знал, впрочем, не знал он и русского.

Москва, Волга, Кама, горы Урала, а потом Тюмень, Тобольск, Самарово, Берёзов, Обдорск… Конный экипаж, железная дорога, пароход… Исследователь-одиночка, кажется, не думал о расстояниях и препятствиях на пути. Только по территории Ханты-Мансийского округа он преодолел 2750 километров.

Во время экспедиции Соммье впервые познакомился с народами, населяющими Сибирь. Он останавливался в домах русских, остяков, самоедов и башкир, чтобы иметь возможность лучше понять их традиции, культуру и образ жизни. Соммье много фотографировал, собирал и записывал сведения о туземцах. В итоге привёз в Италию около 150 предметов культуры остяков и самоедов - образцы меховой одежды, украшения, орудия охоты и рыбной ловли, лыжи, инструменты для обработки шкур, домашнюю утварь, предметы культа. Через пять лет после экспедиции он издаст книгу «Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир». Надо сказать, впервые она переведена на русский в 2012 году по инициативе историка из Югры Якова Яковлева на грант правительства округа. Благодаря этому труду мы можем увидеть наш регион таким, каким он предстал перед европейцем в конце XIX века.

...Итак, в середине лета 1880 года флорентиец оказался в селе Самарово, на слиянии Оби и Иртыша. Там он задержался на несколько дней. Вот что он напишет в своём дневнике: «Вечером 17 июля мы достигли Самарово на слиянии Оби и Иртыша. Эта деревня, расположенная в низине, у подножия высокого правого берега Иртыша, была наполовину под водой, как почти все деревни на левобережье в это время. До некоторых домов можно было добраться только на лодке. Чтобы подойти к другим, приходилось двигаться по тротуарам, настелённым вдоль улиц из досок и бревён…»

Любопытными сведениями делится Стефано со своими будущими читателями дневника о ландшафте, климате, промыслах. Итальянец удивлён: в Сибири не требуется разрешения на охоту и нет периодов запрета на неё. «Однако реальностью является запрет на ввоз оружия в Россию и продажа оружия только по специальному разрешению полиции. Чтобы получить его в Петербурге, я потерял полдня, бегая из одного учреждения в другое», - констатирует Соммье.

По наблюдениям путешественника, у охотников особо ценится серая белка. В 1876 году только на Ирбитскую ярмарку было отправлено пять миллионов шкурок, а «в обменных операциях с местным населением долины низовьев Оби беличьи шкурки обычно используются в качестве денежной единицы».

Добравшись до Берёзова, Соммье делится своими впечатлениями: «Издалека это место почти похоже на город. Однако, когда поднимаешься на высокий берег и пересекаешь те немногие улицы, из которых состоит Берёзов, впечатление, созданное видом с реки, пропадает. Улицы здесь просто огромные, как принято по русским и особенно сибирским традициям».

Во время пребывания в Берёзове Соммье смог присутствовать на плясках остяков. Танцы не произвели на европейца никакого впечатления: «Люди не пели и не говорили; их движения были беспорядочны и неуклюжи, напоминая движения деревянных кукол, которыми управляют с помощью нитей. Они шли друг за другом, пробегали скачками по комнате и замирали между прыжками в позах самых странных и менее натуральных, чем можно придать деревянному складывающемуся манекену».

Путешествие Соммье в Сибирь, судя по всему, не стало сенсацией для научного сообщества. Об этом событии вышло лишь краткое сообщение в журнале «Известия Императорского Русского географического общества» в 1881 году под заголовком «Экспедиция г. Соммье на р. Обь» в разделе «Мелкие известия»: «От г. Соммье, французского путешественника, посетившего нынешним летом берега Оби, получено недавно из Флоренции письмо, в котором он сообщает между прочим, что хотя ему и не удалось из Обдорска добраться до Урала, но зато довелось выйти на Обскую губу вёрст на 250 от устья реки, причём заметна была неточность имеющихся карт той местности. Съёмок, однако, не сделано, так как внимание г. Соммье обращено было главным образом на исследование флоры и фауны страны и на собирание этнографических и антропологических данных о самоедах…»

Тем не менее экспедиция в Югру позволила обогатить редкими экспонатами Национальный музей антропологии и этнологии Флоренции. Сибирские антропологические и этнографические коллекции Соммье легли в основу его собрания, а часть материалов флорентийца ещё ждёт своих исследователей.

Елена Автономова Об авторе