Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
36,7 млн
тонн нефти
72,7 млрд
куб. м газа
№ 46 (534) 19 ноября, 2018

Знакомьтесь: актёры и режиссёры

Семь праздничных дней, пять тысяч зрителей, 18 звёзд отечественного кино… Эхо прошедшего при поддержке ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» XVI кинофестиваля «Золотая лента», ознаменовавшего начало ноября, ещё звучит в сердцах когалымчан, а мы продолжаем рассказывать об этом знаменательном событии. В ходе пресс-конференции, состоявшейся в один из фестивальных дней, звёзды отечественного кино поделились впечатлениями и рассказали о своём творчестве. Но прежде чем вы узнаете, о чём спрашивали журналисты знаменитых артистов, давайте чуть подробнее представим каждого из них.

Просмотров: 2675
Знакомьтесь: актёры и режиссёры
Знакомьтесь: актёры и режиссёры
Знакомьтесь: актёры и режиссёры
Знакомьтесь: актёры и режиссёры
Знакомьтесь: актёры и режиссёры
Знакомьтесь: актёры и режиссёры
Знакомьтесь: актёры и режиссёры
Знакомьтесь: актёры и режиссёры
Знакомьтесь: актёры и режиссёры
Территория заботы По следам кинофестиваля

Сергей НИКОНЕНКО

Президент Гильдии актёров кино Союза кинематографистов России, режиссёр, народный артист России.

Сергей Петрович родился 16 апреля 1941 года в Москве в семье водителя и стеклодувщицы лампового завода. Во время учёбы в школе занимался в музыкальной школе по классу аккордеона, принимал активное участие в школьных конкурсах певцов и чтецов, приносил домой медали и грамоты на радость родителям. С 13 лет стал готовиться к карьере актёра, занимаясь в драматическом кружке и в студии художественного слова. По окончании школы поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии на курс С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой. По окончании ВГИКа в 1964 году работал в Театре-студии киноактёра. В 1971-м окончил режиссёрский факультет ВГИКа. С 1968-го является членом Союза кинематографистов. В 1974-м дебютировал как кинорежиссёр и сценарист. С 1994 года - директор Есенинского культурного центра в Москве.

Сниматься в кино начал ещё во время учёбы, дебютировав в 1958 году в фильме «А я уезжаю домой». В сериалах впервые снялся в роли полковника Гордеева в знаменитой «Каменской». Всего Сергей Никоненко сыграл более чем в 220 фильмах и сериалах. Как режиссёр снял 15 кинокартин и один сериал.

- Сергей Петрович, как вы оцениваете в целом уровень подготовки актёров и оснащение съёмочных площадок в отечественном кино?

- Как лично я оцениваю? Трудно сказать… Знаете, бывает, на копеечные деньги снимается картина, как Юрий Кара снял первый фильм «Завтра была война», а она остаётся на очень долгое время, и на ней растут многие поколения, принимая её и сердцем, и умом. Я, кстати, тоже за «копейки» снял фильм по рассказам Шукшина «Охота жить», его бюджет даже может войти в Книгу рекордов Гиннесса. А картина получила пять призов на престижных фестивалях, таких как «Лучезарный ангел», «Сарматский лев», «Золотое перо»…

Татьяна СУДЕЦ

Телеведущая, диктор Центрального телевидения, заслуженная артистка России.

Татьяна Александровна Судец (в девичестве - Буранцева) родилась 22 августа 1947 года в Москве. Мама работала в отделе кадров вагоноремонтного завода, отец - там же, позже служил в КГБ, став капитаном. Будущая телеведущая окончила радиотехнический факультет Московского энергетического института. На телевидение пришла в октябре 1972-го. Работала в дикторском отделе, была ведущей программ «Время», «Голубой огонёк», «Умелые руки», «Больше хороших товаров», «Наш адрес - Советский Союз», «Песня года», «Москва и москвичи», «Игрушки», «Женские судьбы» и др. Но большинству телезрителей прежде всего известна как тётя Таня, ведущая детской передачи «Спокойной ночи, малыши!», в которой она появлялась почти каждый вечер в течение 25 лет.

В годы перестройки перешла с Центрального телевидения на кабельное ТВ, вела концерты, руководила творческой мастерской в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина. В 2000-м получила звание «Заслуженная артистка РФ». Возглавляла Межрегиональный общественный фонд «Русская традиция», преподавала в Первой национальной школе телевидения при Московской академии государственного и муниципального управления и была руководителем курса в университете культуры.

- Татьяна Александровна, как вы относитесь к плеяде дикторов, которых знала и любила вся страна? Поделитесь с нами своим главным профессиональным секретом…

- Я считаю: нужно любить профессию, осознавать то, что ты делаешь, чтобы видеть, как это приносит радость не только тебе, но и зрителю. Профессии телеведущего и актёра - это две большие разницы. Телеведущий должен оставаться самим собой всегда, а актёр играет. И если у тебя есть что-то внутри, в сердце, ты никогда не выгоришь!

Ирина КЛИМОВА

Ведущая актриса Московского академического театра имени Моссовета, певица, кинопродюсер, заслуженная артистка России.

Ирина Михайловна родилась в Москве 12 апреля 1967 года. После школы поступила в Театральное училище имени Щукина. С 1986-го начала сниматься в кинофильмах. По окончании училища в 1988-м получила предложения из двенадцати театров. В начале своего творческого пути была артисткой Театра им. Е.Вахтангова, затем служила в Театре им. Моссовета. В 1993 году ушла из труппы и сосредоточилась на съёмках в кино- и телефильмах, выступала на эстраде. В 1998-м выпустила сольный альбом «Я так устала ждать». В 1999 году вернулась в театр.

Была соведущей в телевизионной программе «Клуб бывших жен». В 2008-м принимала участие в проекте «Танцы со звёздами», в 2013-м - в программах «Живой звук», «Три аккорда». В 2010-м дебютировала в качестве продюсера с фильмом «Дом без выхода».

- Ирина Михайловна, вы пробовали свои силы в качестве телеведущей в проекте «Клуб бывших жен». Скажите, планируете ли в дальнейшем продолжить эту практику?

- Да, опыт телеведущей у меня был, и не только в этом проекте. Безусловно, это мне интересно, так как телевидение - часть нашей актёрской профессии. И если возникнут интересные предложения, я обязательно соглашусь на них.

Анатолий ЖУРАВЛЁВ

Советский и российский актёр театра и кино.

Анатолий Анатольевич родился 20 марта 1964 года на Урале. С детства мечтал стать актёром, но поступил сначала в педагогический институт на филфак, который окончил в 1986-м. Ещё студентом участвовал в спектаклях Нижнетагильского драматического театра. Год проработал учителем русского языка и литературы, занимался восточными единоборствами. В 1991-м стал чемпионом СССР по тхэквондо. После службы в армии поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова (сейчас - Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), который окончил в 1992-м. В 1991-1995 годы работал в ленинградском Театре комедии имени Н.Акимова, потом играл в Театре-студии Олега Табакова.

Первый успех пришёл, когда он сыграл роль бывшего десантника Колю в мелодраме Дмитрия Астрахана «Всё будет хорошо!», но широкую известность принесла роль Толстого в сериале «День рождения Буржуя». После окончания съёмок фильма написал пьесу о Владимире Маяковском. С 2007 года работает в Театре киноактёра.

- Анатолий Анатольевич, по первому образованию вы филолог, был педагогический опыт работы, пробовали себя и в эпистолярном жанре, в частности написали пьесу о взаимоотношениях Владимира Маяковского и Лили Брик. Не было ли желания экранизировать авторское произведение?

- Это всегда очень ответственно. Но в истории кино мы знаем много случаев, когда пьесы экранизировались и получались замечательные картины. Безусловно, хочется надеяться, что когда-нибудь это станет возможным. Между тем буквально несколько дней назад в Москве я показал свой спектакль под названием «Клава» - о жизни и творчестве легендарной Клавдии Шульженко, где поются великие песни, играются 12 самых ярких сцен из её жизни. Следующий год - Год театра, и, возможно, в вашем городе в связи с открытием филиала Малого театра состоится театральный фестиваль. Будем рады его посетить.

Ксения ХАИРОВА

Звезда отечественного кино, ведущая актриса Центрального академического театра Российской армии.

Ксения Леонидовна родилась 29 марта 1969 года в семье известной актрисы Валентины Талызиной и художника Леонида Непомнящего, но вскоре после рождения дочери они расстались. В детстве и юности носила фамилию матери. Училась в школе с углублённым изучением иностранных языков. Учёба не прошла даром: актриса владеет тремя иностранными языками. В 1990-м Ксения окончила ГИТИС. В том же году дебютировала в кино, сыграв небольшую роль в фильме «Николай Вавилов». С 1993-го - актриса Центрального академического театра Российской армии. Награждена медалью «За укрепление боевого содружества».

- В детстве вы снимались на одной съёмочной площадке с вашей мамой - народной артисткой РСФСР Валентиной Талызиной в фильме «Афоня», сыграли воображаемую дочь Афони. Повлиял ли тот случай на ваш дальнейший выбор профессии, ведь зачастую дети актёров не хотят идти по следам родителей?

- Ни я, ни родители сначала не хотели, чтобы я была актрисой. А в десятом классе начала готовиться в театральный. Наверное, то, что с детства видела свою маму, Валентину Талызину, сыграло свою роль. Хотя по-настоящему моя жизнь сложилась, когда я стала Хаировой, начав в 35 лет жизнь с чистого листа. И вот сколько я сама могу сделать без тени знаменитой матери, как Хаирова, это и есть только моё…

Алексей ФЕДОРЧЕНКО

Кинорежиссёр, сценарист, продюсер, лауреат международных и отечественных кинофестивалей.

Алексей Станиславович родился 29 сентября 1966 года в Оренбургской области. С 1967-го живёт в Екатеринбурге. В 1988-м окончил инженерно-экономический факультет Уральского политехнического института, в 2000-м - сценарный факультет ВГИКа имени С.А. Герасимова. В 1988-1990 годах - инженер-экономист оборонного завода. Позже работал экономистом, заместителем директора, продюсером, режиссёром Свердловской киностудии, с 2005-го - продюсер и режиссёр кинокомпании «29 февраля». Награждён медалью «За заслуги перед космонавтикой», член Европейской киноакадемии.

Алексей Федорченко входит в число главных российских режиссёров. Его картины «Овсянки», «Небесные жёны луговых мари» и «Ангелы революции» с большим успехом участвовали в международных кинофестивалях. На Роттердамском кинофестивале этого года вне конкурса состоялась мировая премьера его нового фильма «Война Анны» - о девочке Анне, которая проживает Вторую мировую войну и немецкую оккупацию, прячась в камине полтавской школы, ставшей фашистской комендатурой. Анну сыграла потрясающая шестилетняя Марта Козлова, сценарий совместно с Федорченко написала режиссёр и сценарист Наталия Мещанинова. Именно этот фильм, получивший специальный диплом жюри кинофестиваля «Кинотавр» за создание пронзительного образа войны глазами ребёнка, привёз Алексей Федорченко на «Золотую ленту».

- Фильм «Война Анны» рассказывает о судьбе маленького человека, пытающегося выжить в ужасе войны. В одном из интервью вы признались, что долго искали маленькую актрису на эту роль и, только найдя Марту Козлову, смогли полноценно писать сценарий. Скажите, по-вашему, столь долгий поиск актрисы как-то связан с тем, что с каждым новым поколением мы отдаляемся от тех трагических событий?

- Я действительно сначала нашёл актрису, а потом начал писать сценарий. Если честно, даже не надеялся, что найду такую девочку! Дело в том, что с каждым годом всё сложнее и сложнее находить лица того времени. Если 30 лет назад можно было объявить сбор массовки и собрать её, то сейчас это практически невозможно. А причина вот в чём. Раньше лица представляли национальные анклавы маленьких территорий. Сейчас же они стали универсальными, потому что национальности смешались. И это очень видно, особенно в массовых сценах в современных фильмах. Я огромное внимание уделяю поиску лиц, и прежде, чем начать картину, у меня весь кабинет в портретах того времени. Чтобы не потерять направление, не потерять дух эпохи.

Тимофей ЖАЛНИН

Режиссёр театра и кино, сценарист, лауреат международных и отечественных кинофестивалей.

Тимофей Валерьевич родился 17 марта 1981 года в Новокузнецке. В 1999-2003 гг. работал в телерадиокомпании «Апекс» менеджером по продажам в рекламном отделе. Окончил высшие курсы по специальности «Связь с общественностью». Потом работал «пиарщиком» на кондитерской фабрике. В 2000-м организовал студию экспериментального пластического театра «Луксорр» при Культурном центре Сибирского индустриального университета, был в ней режиссёром и руководителем. «Луксорр» представлял синтез жанров танца и слова. Театр пользовался успехом у молодёжи, был отмечен наградами высшей категории на фестивалях. В 2012-м Тимофей окончил Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения по специальности «Режиссура игрового кино». Его фильм «F5» стал победителем конкурсной программы «Кинотавр. Короткий метр - 2013» российского кинофестиваля «Кинотавр». Также за свои короткометражные работы удостоен главных призов различных фестивалей.

...Молодые муж и жена отправляются в поход по красноярской тайге: она - в надежде вылечить бесплодие, он - ища повод расстаться с супругой. Такова завязка сюжета фильма «Двое», который представил на «Золотой ленте» в Когалыме Тимофей Жалнин. Картина снята дебютантами - она стала первой полнометражной для режиссёра, оператора и исполнителей двух главных ролей. По мнению кинокритиков, на последнем «Кинотавре» кинолента «Двое» была одной из самых сильных, представленных в категории «Дебют».

- В своей режиссуре вы тяготеете к короткометражным фильмам и этюдным замыслам. Скажите, чем вы руководствуетесь, когда ищете форму выражения для своего замысла, для содержания? И откуда такая тяга к модерну? Связано ли это с тем, что в юности вы были основателем театральной студии, где практиковали экспериментальные постановки?

- Да, так сложилось, хотя особо к модерну я никогда не тяготел. Дело в том, что студенты в основном снимают «короткий метр», а он требует особой подачи. В моём экспериментальном пластическом театре был, скорее, синтез жанров. Мне это интересно как современная форма - не буквальный реалистичный театр, а сплав, какой-то эксперимент, лабораторные зарисовки. Именно такая форма мне интересна и в кино.

Ольга ШТОЛЬ

Кинорежиссёр, сценарист, продюсер.

Ольга Алексеевна родилась 11 мая 1968 года в Тольятти. Детские и юношеские годы провела в Когалыме, где и окончила школу. Много лет работала геологом. В 2014-м прошла ускоренный курс Эрнеста Абдыжапарова «Как снять кино». В 2015-м окончила курс режиссуры Московской школы кино, а также курс «Мастерская продюсирования» киношколы А.Митты.

Её выпускная работа стала призёром фестиваля The Best Shorts Competition, который ежегодно проводится в США. Фильм «Ценность» получил награду за лучшую работу в номинации «Женщины-кинематографисты». Это история о ценности человеческой жизни, о ситуации, которая может всё изменить. Среди исполнителей главных ролей - известные актёры Екатерина Волкова и Константин Юшкевич, артист балетной труппы Большого театра Сергей Диев. Вся съёмочная команда была собрана из студентов Московской школы кино. Эту картину Ольга Штоль привезла на кинофестиваль «Золотая лента». Сейчас она работает над сценарием к сериалу «Ценность», а ещё снимает музыкальные клипы и продолжает обучение в Московской школе кино.

- Вы успели попробовать себя в качестве автора, режиссёра, сценариста, продюсера… Скажите, легко ли быть женщиной-кинематографистом и нефтяником одновременно?

- Раньше, когда меня спрашивали, кем работаю, и я отвечала «геологом или нефтяником», никто не проявлял к этому интереса. А сейчас, когда говорю, что я - режиссёр, все как-то сразу преображаются. Конечно, не могу сказать, что я стопроцентный режиссёр. Сняла всего один фильм и сейчас снимаю клип. Мне это очень интересно. Пока у меня получается совмещать две любимые работы - нефтяную и творческую.

Елена Бойко Об авторе