Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
235,4 млн
тонн нефти
461,8 млрд
куб. м газа
№ 45 (533) 12 ноября, 2018

Диагностика показала: пульс нефти в норме

Трубопроводов, транспортирующих ценное углеводородное сырьё, в Югре столько, что можно опоясать ими земной шар по экватору два раза. Транспортировка нефти по трубам является одним из существенных экологических рисков в нефтедобывающей отрасли. Поэтому основными мерами по профилактике аварийности являются своевременное диагностирование, замена и ремонт. Все нефтяные компании ежегодно разрабатывают такие мероприятия. В текущем году около 550 км трубопроводов планируется реконструировать на территории деятельности общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

Просмотров: 1395
Диагностика показала: пульс нефти в норме
Диагностика показала: пульс нефти в норме
Диагностика показала: пульс нефти в норме
Производство В ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь"

В структуре экологических затрат западносибирского холдинга ЛУКОЙЛа основной объём приходится на предупреждение аварий на трубопроводах. Предприятие эксплуатирует их около 20 тысяч километров и более 500 км ежегодно реконструирует. Стоит отметить, что строительство и ремонт стальных артерий проводятся с антикоррозионными покрытиями и защитой стыков, что позволяет исключить внутренне их разрушение в течение длительного периода эксплуатации.

Какие же меры предпринимают нефтяники, чтобы избежать аварий на трубопроводах? Чтобы понять это, необходимо заглянуть внутрь трубы. Любая жидкость по ней может течь в двух гидродинамических режимах. Первый, ламинарный, отличается тем, что нефтяная эмульсия перемещается под низким давлением и строго по оси. Если увеличить давление, а тем самым и скорость движения, то режим станет турбулентным, и жидкость в трубе будет постоянно перемешиваться. А теперь вопрос: какой из них опасней? Ответ кажется очевидным: где скорость и давление выше, тот и представляет угрозу. Но нет - первый, ламинарный, оказывается, куда опасней. Всё дело в том, что из скважин нефть поднимается вместе с водой и механическими примесями. При спокойном течении жидкость в трубе разделяется на две части: нефть - вверху, вода - внизу, а механические примеси (обладающие, как известно, абразивными свойствами) выпадают на самое дно. Перемещаясь, со временем они прорезают в металле канавки, называемые ручейковой коррозией. Чтобы этого избежать, надо всегда поддерживать такой режим перекачки, чтобы эмульсия по трубе текла турбулентно, то есть постоянно перемешиваясь. В таком случае расслоения не произойдёт и риск порывов уменьшается.

Но можно ли узнать, где и в каком месте действующая труба уже дала слабину и вот-вот может прорваться? Можно. И именно такая проверка на прочность проходит в плановом порядке в предприятиях «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири». В частности на месторождениях «Когалымнефтегаза», где эксплуатируется более четырёх с половиной тысяч километров промысловых трубопроводов. У каждого свой ресурс и срок эксплуатации, по истечении которого в соответствии с требованиями федерального закона и правил безопасности проводится экспертиза промышленной безопасности. В текущем году на территории деятельности ТПП запланирована ревизия 680 км и экспертиза 172 км трубопроводов. Ревизия проведена на участках общей протяжённостью 537 километров, а вот более углублённо обследовать, то есть провести экспертизу, успели уже на участках в 150 километров.

- Экспертизу промышленной безопасности проводят специализированные организации, имеющие соответствующие лицензии, с привлечением лабораторий неразрушающего контроля и технической диагностики, - рассказывает ведущий инженер службы технического надзора ТПП «Когалымнефтегаз» Рустем Садриев. - Основные этапы работ при проведении экспертизы промышленной безопасности - это в первую очередь анализ эксплуатационной документации, предыдущих заключений экспертизы, ревизий, обследований, а также проведение работ по неразрушающему контролю, в состав которого входят визуально-измерительный, ультразвуковой контроли, измерение толщины стенок и контроль швов трубопроводов, его отводов, переходов, катушек и измерение запорной арматуры.

Для того чтобы вовремя выявить дефекты в нефтепроводах, применяются инновационные методы. Один из самых прогрессивных и точных - магнитометрическое исследование. Его используют при обследованиях наиболее важных участков, к примеру напорных нефтепроводов. Метод позволяет выявить механические повреждения даже тех трубопроводов, к которым традиционными способами дефектоскопии не подобраться. Ещё одно преимущество магнитометрии состоит в том, что по сравнению с традиционной дефектоскопией на точность бесконтактного тестирования не влияют условия пролегания (глубина залегания, авто- и железнодорожные магистрали, болота, озёра и т.п.).

Положение и состояние нефтепроводов подрядчики проверяют с помощью GPS-навигатора, измерительной системы магнитного поля, проходящего через тело трубопровода. При этом даже контакта с металлом не требуется. Если в транспортной магистрали есть какой-то изъян, то он и так обязательно себя выдаст аномалиями параметров магнитного поля, и техника это зафиксирует. Правда, результат исследований можно будет увидеть чуть позже. Ведь полевой сбор данных только первая ступень. Их обработка занимает значительно большую часть времени. Это довольно сложный, кропотливый процесс. Зато таким методом диагностики можно зафиксировать в трубопроводах абсолютное большинство магнитных аномалий. Результаты исследований точно покажут, есть ли дефекты и где именно они находятся. Тогда можно ставить вопрос и о адресном ремонте или замене.

- Последним этапом проведения экспертизы является проведение гидравлических испытаний, - комментирует Рустем Садриев. - По итогам проведённых работ определяется соответствие трубопроводов требованиям промышленной безопасности и проводится расчёт его остаточного ресурса.

Вовремя распознанный изъян дорогого стоит. Ведь, как известно, предупредить отказ всегда лучше (и дешевле), чем устранять его последствия.

Марина Райлян Об авторе