Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
149,1 млн
тонн нефти
278,2 млрд
куб. м газа
№ 26 (514) 02 июля, 2018

В сербско-византийском стиле

С апреля в когалымском храме святой мученицы Татианы, который строится на средства благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ», ведутся работы по созданию монументально-декоративной стенописи. Задача перед томскими художниками стоит непростая. Им нужно не просто изобразить лики святых, но сделать это так, чтобы у человека, пришедшего в храм, душа замирала от лицезрения живописных картин. Руководитель группы иконописцев Сергей Астафуров рассказал нам об особенностях и тонкостях их работы.

Просмотров: 3210
В сербско-византийском стиле
В сербско-византийском стиле
Территория заботы Благотворительный проект

- Расскажите, в каком стиле будет выполнена роспись храма?

- Так называемый стиль - это, по сути, язык живописи. Это особый мир культуры своей эпохи, своя образная система, свой ритм. Кто-то пишет в академическом стиле, а кто-то придерживается канонического. Мы же ориентируемся на образцы из Византии и Сербии, соответственно роспись выполняется в сербско-византийском стиле.

- Такому ремеслу где-то учат?

- Высшее иконописное образование можно получить в православных вузах. Например, в Санкт-Петербургском православном институте религиоведения и церковных искусств. Также существуют иконописные школы в Курске и Владимире, там тоже можно освоить эту нелёгкую технику. А иногда достаточно окончить специализированные курсы. Из нашей бригады духовную академию никто не оканчивал, но каждый имеет художественное образование.

- Зачем расписывают храмы? Только для красоты?

- Можно сказать, что храмовая роспись носит образовательный характер. Это один из способов передать Евангельское учение, ведь не каждый человек может прочитать Священное Писание, но каждый может воспринять зрительный образ на стенах собора.

- Какие сцены будут украшать храм Святой Татианы?

- Распределение циклов живописи всегда было связано с общей символикой храма, которая подразумевает разделение общего пространства на две части - «церковь небесную» и «земную». В первой изображаются композиции символико-догматического и репрезентативного жанра, а во второй - евангельские события, жития святых. Так, в храме Святой Татианы главной темой стенописи нижнего придела стали сюжеты из Жития Петра и Февронии, изображения святых Владимира и Ольги, Крещение Руси. Верхние ряды будут посвящены основным сюжетам из Евангелия.

- С чего начиналась работа?

- С богословской и художественной идеи. Сначала мы сделали эскизный проект, в котором в объёме рассматривалось, как все части будущей росписи будут взаимодействовать между собой. Затем представили эти эскизы заказчику и владыке. Были внесены некоторые коррективы, но в целом проект был одобрен. Потом мы сделали замеры в храме и уже в своей мастерской начали создавать картоны - это детально проработанный эскиз, своего рода полноразмерный макет будущего произведения монументальной живописи, другими словами - рисунки в натуральную величину. Когда картоны были готовы, мы приступили к работе.

- Как происходит сам процесс создания композиций в храме?

- После изготовления картона мы переводим его на стену. Как? С помощью продавливания по контуру, припороха, масштабной сетки. Затем по переведённому с картона рисунку выполняется сцена в задуманной технике. Выглядит это всё как большая раскраска, да только сделать это не так легко, как может показаться на первый взгляд.

- В Древней Руси роспись храма производилась водными красками по сырой штукатурке, а какие краски используются для росписи стен сегодня?

- В современной практике почти полностью исчезла техника истинной фрески. Мало кто рисует минеральными пигментами по сырой штукатурке. Чаще всего используют силикатные краски. Для росписи нижнего придела храма Святой Татианы компания ЛУКОЙЛ закупила 250 кг силикатной краски «Keim», которая на сегодняшний день считается самой лучшей для монументальной живописи. Она производится на основе калия и жидкого стекла, поэтому в отличие от масляных и акриловых не закупоривает стену.

- Художник - личность творческая и свободолюбивая. У него на всё своё видение. Как же он может сработаться в бригаде таких же творцов?

- Скажем так, в такой работе нет понятия «я». Здесь художник должен влиться в коллектив, почувствовать стиль. Это как музыкальный оркестр. Чтобы произведения звучали в унисон, нужно сыграться. Порой на это уходит большое количество времени, но результат, как правило, всех впечатляет. В нашей бригаде - девять человек. И это далеко не первая совместная работа. За несколько лет мы успели не только сработаться, но и сдружиться. Никто не перетягивает одеяло на себя, каждый выполняет отведённую ему операцию. Как и в любой бригаде, у нас есть разделение труда на личников, доличников, орнаменталистов. Так, один делает лики, другой пририсовывает одежду, третий пишет архитектуру, четвёртый - орнамент.

За три месяца мы успели расписать нижний крестильный храм и трапезную часть. Нижний храм небольшой по размеру, поэтому все композиции были маленькие, но это требовало особого внимания. На него времени ушло больше всего, дальше работа пойдёт быстрее. До осени планируем расписать алтарь и завершить работу.

Полина Метелкина