Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
235,4 млн
тонн нефти
461,8 млрд
куб. м газа
№ 23 (511) 11 июня, 2018

Покорители Самотлора

Более полувека назад осваивать Западную Сибирь приехали романтики со всего бывшего Советского Союза. Похоже, не было республики, которая не отправила бы в новый район освоения свои лучшие кадры. Они не только отдавали себя делу, не зная ни сна, ни отдыха в бесконечном ритме ночных вахт, но росли и мужали вместе с округом, поднимаясь над обстоятельствами, преодолевая, казалось бы, непреодолимые преграды. Так ковался тот упрямый сибирский характер, который и сделал Югру ведущим экономическим регионом страны.

Просмотров: 2185
Покорители Самотлора
Сохраним историю Как это было?

Интернациональная скважина

В 1973 году был начат штурм озера Самотлор, а 3 октября 1975-го уже добыта 200-миллионная тонна нефти. Как писали газеты тех времён, две скважины Самотлора за сутки могут залить целый железнодорожный состав нефтью.

Слава о бригаде Виктора Китаева в то время гремела на всю страну. О ней писали во многих центральных газетах и журналах, рассказывали в телерадиопередачах. Приезжающие на промысел гости непременно стремились побывать в бригаде. Это были руководители ЦК ВЛКСМ, писатели, поэты, космонавты, деятели искусства и культуры.

Кстати, именно бригада Виктора Китаева в 1973 году выступила с инициативой о строительстве интернациональной скважины на Самотлоре. В проходке приняли участие молодые бурильщики из Татарии, Азербайджана, Коми ССР, Украины, Белоруссии. Интернациональный состав был приглашён в ЦК ВЛКСМ. Имена этих людей занесли в Летопись комсомольской славы.

Как факел японцев напугал

- До начала 80-х на Самотлор было настоящее паломничество, - рассказывает Евгений Большагин, кавалер орденов Дружбы народов и Трудового Красного Знамени, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности. В Сибирь он прибыл в феврале 1965 года. - Туристы всех рас и национальностей приезжали на теплоходе «Патрис Лумумба». Каждому было интересно посмотреть на уникальное месторождение, дающее невероятное количество нефти. Всё воспринималось как экзотика. За это время я увидел, наверное, людей всех национальностей. Я был начальником ДНС-2, всех везли к нам. Помню, группа японцев приехала, человек двадцать, и в это время электричество вырубилось. Темнота, насосы встали, и факел газовый взметнулся, потому что на него нефть пошла. Перепугались гости не на шутку.

Из тёплых краёв - в морозы

Валентина Ляхненко прилетела на Север из Ставрополья в 60-х, в один день поменяв тёплые края на сибирские морозы.

- Мы с двумя подружками приземлились на Ан-2 в небольшом аэропорту, расположенном за большим селом под названием Нижневартовское, - вспоминает она. - Впереди расстилались топи, вдоль которых виднелись деревянные мостки, проложенные вдоль объёмной трубы. Это была дорога к посёлку. Неожиданно с рёвом подъехал огромный вездеход, и водитель прокричал: «Кому на пятый?» Так называли местные жители строящийся жилой квартал с бараками и деревянными двухэтажками. Начальник нефтепромысла №1 Иван Рынковой взял нас операторами подготовки и перекачки нефти в центральный товарный парк.

Самостоятельный объект

- На Север мы, водители уфимского пассажирского предприятия, уехали вслед за своим руководителем Фёдором Михайловичем Бухтияровым, - вспоминает Зуфар Шангареев, в 70-е бригадир комсомольско-молодёжной бригады специализированного автопредприятия. - Прилетели в феврале. На улице минус 42 градуса. Куда попали? Месяц обучались работе на новых для нас машинах. Экзамены принимали чехи. Первый наш бригадир Алексей Шарапов - фронтовик, разведчик, орденоносец. Поскольку по всей стране создавались комсомольско-молодёжные бригады, нам тоже захотелось, чтобы у нас появилась своя. Хотелось взять самостоятельный объект на одном промысле, например, три машины в одном месте кусты для буровых отсыпают, три - в другом. Мы хотели называться комсомольско-молодёжной бригадой неформально, и у нас получилось.

Марина Райлян Об авторе