Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
213,6 млн
тонн нефти
419,7 млрд
куб. м газа
№ 20 (508) 20 мая, 2018

Для каждой скважины - свой ключ

Долго ли останется на ходу автомобиль без своевременного техосмотра? Вопрос риторический. Нефтяная скважина от устья до забоя - сложный производственный механизм, который требует квалифицированного сервисного обслуживания. В дочернем предприятии Компании «АРГОС» - ООО «Лангепасско-Покачёвское УРС» этим непростым делом занимаются почти две тысячи человек, восстанавливая работоспособность скважин и продлевая срок их эксплуатации. Для каждой индивидуально подбирают аварийный инструмент и технологии. Несмотря на возрастающую сложность задач, бригады Управления ремонта скважин в 2017 году перевыполнили план. Взятый темп выдерживают и в текущем году.

Просмотров: 2005
Для каждой скважины - свой ключ
Производство Нефтяной сервис

«Ремонт скважин» - само это словосочетание звучит странно для обывателя, в представлении которого нефтяной промысел что-то вроде дыры в земле с установленной над ней качалкой. Что же там ремонтировать, ведь «чёрное золото» само фонтанирует? Специалисты знают, насколько подобные стереотипы далеки от реальности. Достаточно сказать, что длина добывающей скважины в Западно-Сибирском регионе (а значит и обсадной колонны, и насосно-компрессорных труб) может достигать 3,5 тысячи метров и более. Расстояние, сопоставимое с протяжённостью некоторых линий метро! Однако нефтяная «подземка» проложена на таких глубинах, где оборудование подвергается воздействию высоких температур и давления. Кроме того, нефтяной флюид, включающий пластовую воду, сероводород и механические примеси, - агрессивная среда, в которую помещены НКТ и собственно насосы. Их главный враг - коррозия. В относительно короткий срок она способна превратить в труху участок стальной подземной магистрали. Другая беда - отложения солей и асфальтенов, смол, парафинов (АСПО), которые сужают внутренний диаметр трубы и тем самым резко снижают дебит. Насосное оборудование в таких условиях работает на пределе и нередко отказывает.

Чтобы не допускать досрочного вывода скважин из эксплуатации и поддерживать добычу на рентабельном уровне, в «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири» проводят их своевременный ремонт, привлекая для этого специализированные сервисные организации. В двух ТПП холдинга бесперебойную разработку промыслов обеспечивает Лангепасско-Покачёвское управление ремонта скважин (дочернее общество ООО «АРГОС»). Оно было образовано в 1996 году и за два с лишним десятилетия неоднократно реорганизовывалось, сохраняя на неизменно высоком уровне качество работы. Сегодня его коллектив превышает 1700 человек, специалисты управления в составе 82 бригад капитального и текущего ремонта трудятся на всех без исключения месторождениях «Лангепаснефтегаза» и «Покачёвнефтегаза».

На промыслах «Лангепаснефтегаза» в 2017 году специалисты управления провели 2209 текущих ремонтов при плане 2155. Объёмы капитального ремонта также впечатляющие: 552 операции, что на 14 больше, чем в 2016-м. На месторождениях «Покачёвнефтегаза» в прошлом году выполнено 2033 текущих ремонта (при плановых 2020) и 611 капитальных - с превышением плана на 58 работ. Специалисты отмечают: в последнее время растёт доля продолжительных и сложных ремонтов, требующих нестандартных подходов. Это связано в том числе с активной разработкой трудноизвлекаемых запасов, залегающих на глубинах более 3 тысяч метров. Сложность ремонта зависит не только от длины, но и от кривизны ствола. Самые простые для сервисного обслуживания скважины - традиционные вертикальные. Наклонно-направленные, тем более с горизонтальным окончанием, доставляют больше хлопот. Для каждой из них ремонтники подбирают свой ключ - не только в переносном, но и буквальном смысле. Разнообразный аварийный инструмент включает, например, труболовку, колокол и овершот для подъёма на поверхность насосно-компрессорных труб или ЭЦН. Электрокабель извлекают с помощью специальных крючков, а солевые и парафинистые отложения удаляют скребками-скреперами, спускаемыми в обсадную колонну. Для свинчивания и развинчивания труб используют гидравлический ключ. К слову, этот инструмент до недавних пор закупался за океаном, но импортозамещение постепенно охватывает все сферы нефтегазовой отрасли. Сегодня в Лангепасско-Покачёвском УРСе аварийный инструмент, да и в целом техника и технологии, - по большей части отечественные. Российское оборудование вполне устраивает как заказчика в лице «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири», так и самих ремонтников.

«Железо» не просто обновляется, оно модернизируется, всё больше включаясь в набирающую ход цифровую трансформацию экономики. ЛУКОЙЛ здесь на передовых позициях, и подрядчики просто обязаны ему соответствовать. «В прежние годы нагрузка на крюке подъёмного агрегата контролировалась с помощью индикатора веса на бумажном носителе, сейчас повсеместно используем электронные устройства, - рассказал начальник производственно-технического отдела управления Андрей Мокеев. - Если раньше приходилось вручную собирать параметры, то сегодня и мы, и заказчик контролируем работу бригады в режиме онлайн. Благодаря современным технологиям я могу в любое время проверить вес и темп подъёма оборудования. И не только на рабочем компьютере, но и с помощью мобильного устройства».

Высокая мобильность вообще одно из отличительных качеств УРСа. На подготовку к текущему ремонту скважины отводится не более семи часов, а на заключительные работы ещё меньше - 4 часа 20 минут. Капитальный ремонт предусматривает более тяжёлое и габаритное оборудование, поэтому и нормативы чуть менее жёсткие - 15 часов и 7 часов 32 минуты соответственно. Передислокация бригады на новый объект, даже на другое месторождение, занимает не более суток.

За первый квартал 2018 года бригады УРСа выполнили 498 текущих и 141 капитальный ремонт на объектах «Лангепаснефтегаза». На месторождениях «Покачёвнефтегаза» в январе-марте проведено 487 текущих и 99 капитальных ремонтов. Не снижая высокого темпа, руководство и весь коллектив управления во главу угла ставят качество работы, от которой зависят эффективность и безопасность нефтедобычи.

Александр Старовойтов