Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
149,1 млн
тонн нефти
278,2 млрд
куб. м газа
№ 18 (506) 07 мая, 2018

ГТЭС-72: десять лет

Представьте себе дальнемагистральный Ил-96. Под его крыльями - реактивные двигатели ПС-90А, они позволяют лайнеру массой 250 тонн легко взлетать и преодолевать 10 тысяч километров с тремя сотнями пассажиров на борту. Газотурбинные электростанции не летают, но на ГТЭС-72 Ватьёганского месторождения «Повхнефтегаза» стоят такие же авиадвигатели, адаптированные к работе на земле. Их колоссальная мощь уже десять лет непрерывно и безаварийно преобразуется в мегаватты электричества, которое даёт нефтепромыслу жизнь и развитие.

Просмотров: 6890
ГТЭС-72: десять лет
ГТЭС-72: десять лет
ГТЭС-72: десять лет
ГТЭС-72: десять лет
Производство Юбилейное событие

Дежурный электромонтёр ГТЭС-72 Сергей Щербаков в Когалыме с 1980 года, поэтому заслуженно называет себя старожилом. Помнит времена, когда попутный нефтяной газ не утилизировался, а просто сжигался на факелах. Ситуация изменилась после вступления в силу с 1 января 2012 года постановления Правительства России, обязывающего перерабатывать не менее 95% ПНГ. Но задолго до этого, весной 2008 года, в западносибирском холдинге ЛУКОЙЛа ввели в эксплуатацию первую газотурбинную электростанцию, работающую на попутном газе. Строительство ГТЭС-72 на Ватьёганском месторождении, а затем ещё шести подобных энергообъектов обеспечило использование ПНГ предприятиями «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири» на сверхнормативном уровне - 97%.

«Для меня, как для старожила, очень важно, что идёт утилизация попутного газа - вот это основное. И плюс к тому выработка электроэнергии вкладывается в добычу нефти», - рассказал Сергей Щербаков, в двух словах объяснив принцип рационального использования ПНГ. Если об экологии он говорит прежде всего как обычный когалымчанин, то о надёжности установленных на станции агрегатов судит профессионально: на ГТЭС-72 работает со дня её запуска. «Самолётные двигатели - сами понимаете, на них люди летают. Надёжно, напичкано электроникой, защита всевозможная. Начальник смены всё видит, нам остаётся только быть на связи и выполнять его команды», - отметил специалист.

Высочайший уровень автоматизации на ГТЭС-72 достигнут как за счёт использования авиадвигателей, которые по определению требуют минимального вмешательства человека, так и благодаря цифровизации производственного процесса. «У меня на рабочем месте два монитора, с помощью которых могу контролировать все параметры станции, также есть большой обзорный монитор, - сообщил начальник смены ГТЭС-72 Александр Белов. - Мы можем наблюдать в режиме реального времени за общей мощностью станции. Например, в данный момент станция вырабатывает 72 мегаватта мощности, работают все шесть энергоблоков». Поток информации из машинных залов и с других участков поступает не только в операторную. Параметры работы энергоагрегатов в таком же онлайн-режиме отслеживают и на предприятии-изготовителе в Перми. Фактически ещё за десять лет до старта стратегии «Цифровой ЛУКОЙЛ» отдельные её элементы были реализованы при возведении инновационной ГТЭС-72.

Станция замечательна не только электронными «мозгами», но и «мускулами»: шесть энергоблоков по 12 МВт каждый в сумме образуют один из самых мощных объектов электрогенерации во всей Западной Сибири. Газотурбинные двигатели ПС-90ГП1, соединённые через редукторы с электрогенераторами, расположены попарно в трёх просторных машзалах ангарного типа. Несмотря на авиационное происхождение, агрегаты неприхотливы к топливу. «Эти двигатели можно назвать «всеядными», тем не менее при подготовке попутного газа мы соблюдаем все нормы», - говорит начальник смены дожимной компрессорной станции ГТЭС-72 Артём Гальпер.

Прежде чем стать топливом, ПНГ поступает во входные сепараторы, где освобождается от основной части конденсата. Затем газ, пройдя предварительную очистку, попадает в компрессор и под давлением сжимается. Далее он проходит окончательную очистку в фильтрах-сепараторах, подогревается в теплообменниках и только после этого поступает в камеру сгорания газотурбинной установки.

«С начала запуска станции было утилизировано более миллиарда кубометров попутного нефтяного газа, выработано порядка 5 миллионов мегаватт-часов. С начала этого года у нас выработано уже 200 тысяч мегаватт-часов, - рассказал начальник ГТЭС-72 Виктор Андросов. - До введения станции был дефицит электроэнергии на Ватьёганском месторождении, с началом её работы эта проблема решена. Сейчас промысел почти на 50 процентов снабжаем собственным электричеством».

По словам специалистов, за десять лет эксплуатации пермские турбовентиляторные двигатели зарекомендовали себя как сверхнадёжные. При межремонтном ресурсе в 25 тысяч часов установленные на ГТЭС-72 турбины без проблем эксплуатируются по 28-30 тысяч часов, а один агрегат-рекордсмен отработал до проведения капремонта более 50 тысяч часов. Секрет долголетия моторов - в качественной подготовке газа и грамотном техническом обслуживании, которое проводится специалистами предприятия-изготовителя. «Договор с «ЛУКОЙЛ-Западной Сибирью» у нас заключён на полное сервисное обслуживание в течение жизненного цикла энергоблоков газотурбинных ЭГЭС-12. Мы выполняем все регламенты, своевременно меняем вышедшие из строя детали, при возникновении какого-либо дефекта устраняем его и несём полную ответственность за работоспособность энергоблоков», - сообщил представитель «ОДК-Авиадвигатель» в Когалыме Виталий Серёдкин.

С пермским конструкторским бюро у нефтяников налажено долгосрочное взаимовыгодное партнёрство: уже 36 энергоблоков разработки «Авиадвигателя» работают на газотурбинных электростанциях западносибирского холдинга ЛУКОЙЛа. Вряд ли можно найти более убедительный пример успешного импортозамещения в сфере энергетики. Поддерживая отечественного производителя, Компания одновременно сберегает серьёзные средства, вкладывая их в нефтегазодобычу.

«Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой ГТЭС-72, на 41% ниже стоимости электричества, приобретаемого на оптовом рынке, - рассказал главный энергетик ТПП «Повхнефтегаз» Василий Кокин. - Благодаря наличию собственной генерации предприятие ежегодно экономит сотни миллионов рублей». По словам руководителя, введение в строй ГТЭС-72 на Ватьёганском и ГТЭС-48 на Повховском месторождении создало новые рабочие места и обеспечило дальнейшее развитие нефтепромыслов.

Александр Старовойтов