Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
75,7 млн
тонн нефти
149,7 млрд
куб. м газа
№ 8 (649) 01 марта, 2021

Пейзажи Петра Басина

Мы продолжаем знакомство с художниками, работы которых можно увидеть в выставочном зале Культурно-выставочного центра Русского музея в Когалыме, открытого при поддержке ПАО «ЛУКОЙЛ». Сегодня расскажем об итальянских пейзажах Петра Васильевича Басина.

Просмотров: 595
Пейзажи Петра Басина
Пейзажи Петра Басина
Новости Шедевры живописи - Югре

Будущий художник родился в 1793 году в Санкт-Петербурге в многодетной семье небогатого чиновника. Ещё в детские годы его записали на службу в Экспедицию государственных доходов, но у мальчика обнаружился интерес к рисованию. Оставаясь на государственной службе, он начал посещать Академию художеств в качестве вольнослушателя. По окончании Академии получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. Художник прожил в Риме 11 лет. Он копировал картины Рафаэля, Доменикино и Веронезе и прислал в Академию художеств больше 100 своих картин. В то время в Италии работали выдающиеся русские художники Ф.А. Бруни, братья Брюлловы, О.А. Кипренский, А.А. Иванов. С ними, а особенно со знаменитым пейзажистом Сильвестром Щедриным, у Петра Басина сложились дружеские отношения.

В Италии Пётр Басин очень много работал, часто доводя себя до изнеможения. Там у него начала развиваться болезнь глаз, которой он страдал всю последующую жизнь.

На родине пейзажист начал преподавать в Академии художеств и успешно занимался этой деятельностью почти сорок лет, регулярно получая ордена и чины. В отставку он вышел заслуженным профессором I степени по живописи исторической и портретной, действительным статским советником.

Доминирующее положение в творчестве художника 1830-1850-х годов занимают монументальные картины как религиозного, так и светского содержания. Самой же значительной, своего рода итоговой работой Басина стали росписи главного храма российской столицы - Исаакиевского собора, которыми он был занят в 1840-е и первую половину 1850-х годов. Из всех художников, принимавших в них участие, Басину принадлежит наибольший объём работ. Завершающими стали исполненные в натуральную величину картоны фигур, предназначавшиеся для росписей храма Христа Спасителя в Москве. Из-за резко ухудшившегося зрения Пётр Васильевич не смог осуществить их непосредственно в храме. Это сделал под его руководством академик живописи Н.А. Кошелев.

Последние десять лет жизни художника прошли тихо и незаметно. Почти слепой, он вынужден был отойти от занятий искусством.

Этюд Петра Басина «Озеро в окрестностях Рима, окружённое лесом» (1820-е годы) выполнен, скорее всего, на озере Неми. Избранный художником мотив полон очарования, простоты и жизненности. Глубина построения пространства пейзажа в значительной мере достигнута за счёт изображения воды, которая как бы ведёт взгляд зрителя от первого плана ко второму, органично сливая их в единую протяжённость, и, естественно, переключает внимание на дальний план.

Эту и другие работы Петра Васильевича Басина вы можете увидеть в КВЦ Русского музея в Когалыме по адресу: ул. Югорская, 30.

Телефон для записи на экскурсии: 8 (34667) 65-700.

Елена Автономова Об авторе