Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
39,3 млн
тонн нефти
86,4 млрд
куб. м газа
№ 4 (645) 01 февраля, 2021

Настоящее и будущее "Элы Хотал"

Что привлекает туристов и путешественников? Конечно, тайна, загадка, совокупность необъяснимых явлений, отголоски легенд и сказок… Главная загадка, Тайна тайн земли Югорской - Сорни Най. Говорят, что эта та самая Золотая Баба, древний идол, вывезенный при нашествии гуннов из Древнего Рима в неизвестном направлении. Для манси она - добрая богиня, покровительница женщин, детей и самой жизни. Согласно легендам укрыта Сорни Най от посторонних глаз среди тёмных лиственниц, звонких кедров и стройных берёз Кондинской земли.

Просмотров: 1305
Настоящее и будущее "Элы Хотал"
Настоящее и будущее "Элы Хотал"
Настоящее и будущее "Элы Хотал"
Коренные народы Этнотуризм в Югре

В окрестностях Урая, среди непроходимых лесов, на высоком берегу темноводной Конды, есть нетронутый современной цивилизацией уголок - возрождённая деревня Новая Силава. С 2008 года в ней живёт и активно развивается община коренных малочисленных народов Севера «Элы Хотал» («будущее» - в переводе с мансийского), поддержку которой оказывает общество «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». У общины есть миссия - сохранение, возрождение и передача традиций, обрядов и ремёсел народа, который испокон веков жил в этих краях, - кондинских манси. Эта крошечная деревушка сегодня стала популярным этноцентром «Силава» - местом возрождения традиций, дошедших до нас из древности.

Здесь можно наловить рыбу, а затем засолить её или сварить уху. Летом покататься на квадроциклах, велосипедах, лодке, пострелять в мишень из лука, а зимой с ветерком промчаться на снегоходе, скатиться с горок на сноутюбингах или пройти экологической лесной тропой на лыжах и завершить насыщенный день в жаркой сибирской бане. Можно услышать древние легенды и песни таинственной земли Югорской и, одевшись в традиционную национальную одежду, приветствовать Солнце красивым мансийским обрядом. В этноцентре «Силава» хорошо всем: и детям, и взрослым, и любителям уединения, и тем, кому нравится душевное общение в кругу друзей.

Экотуризм, активный семейный оздоровительный отдых, национальные праздники и фестивали ремёсел, творческие встречи и многое другое представлены здесь во всём своём многообразии. Главное, что это происходит в единении с природой и возможностью полного погружения в неповторимый мир народа манси.

Новая Силава

Председатель и основатель общины «Элы Хотал» Ольга Фомичёва рассказывает: «Сама я из кондинских манси рода Актаевых. В 1961 году, а мне в то время шёл третий год, родители переехали в тогда ещё посёлок Урай из посёлка Кондинское. Они работали в Шаимской нефтеразведочной экспедиции: папа - вышкомонтажником, мама - бухгалтером. Огородов тогда не было, и родители нашли выход - разработали участок в деревне Силава, а потом, выйдя на пенсию, переехали туда жить. Так Силава стала нашим родовым гнездом. Здесь прошло моё детство».

Так получилось, что деревня, официально упразднённая ещё в пятидесятых, оказалась заброшенной. Возвращение в неё оказалось нелёгким. Ольга Фомичёва вспоминает, что новая история Силавы берёт начало с… пепелища: «В 2003 году я надумала отремонтировать домик родителей, а рядом - поставить новый сруб. Всё лето мы работали. А потом домик сгорел дотла вместе со срубом. Поначалу я плакала. А потом собралась с силами, помогли дети и друзья. И всё стало получаться. В 2006 году начали строиться, а в 2008-м создали общину. Тогда я и переехала в Силаву насовсем, поселившись в небольшой избушке».

Как проект Новая Силава берёт своё начало в том же 2008 году с детского палаточного этнолагеря «Юрсил» («дружный» - в переводе с мансийского). В деревню тогда впервые стали приезжать «дети Города», а в город возвращались уже «детьми Природы». За две недели ребята успевали узнать и испробовать многое: на мастер-классах по традиционным ремёслам учились работать с рыбьей кожей, берестой, вышивать по-кондински, знакомились с фольклором и обрядами северных народов. А ещё пробовали себя в разнообразных видах северного многоборья (прыжки через нарты, метание топорика, стрельба из лука, метание тынзяна на хорей, перетягивание палки). Фирменную «Кашу Юрсил» (кашу дружбы, в которую можно было собрать до семи разных круп, и это блюдо, приготовленное у вечернего костра, всегда получалось божественно вкусным) они, уже взрослые, помнят и сегодня.

Вогульское подворье

За ребятами в Силаву потянулись и взрослые. Всем тут нравилось, так что стало понятно: Силава - востребована. И шаг за шагом община стала строить «Вогульское подворье» (вогулами когда-то называли манси), «Промысловый стан», обустраивать Священную поляну и спортивную «Мишкину поляну».

В «Вогульском подворье» можно жить и при этом хозяйствовать. Есть большая изба, маленькая женская изба (мань кол), в которой мансийские женщины уединялись перед родами. Там же, в комплексе «Вогульского подворья», - лабаз на две половины (мужскую и женскую). Здесь расположена часть музея хозяйственных промыслов. Например, ручные жернова, а во дворе - национальная печь для выпечки хлеба. Так что можно и муку смолоть так, как это делали веками, и хлеб испечь по-мансийски.

А рядом - Священная поляна Хозяйки Конды с охранными идолами, на которой проводятся традиционные обряды. В сумьяхе (домике на ножках) обитает приглашённый самым настоящим шаманом дух покровительницы здешних мест и хранятся приклады - подношения ей.

«Наших гостей мы знакомим с такими обрядами, как окуривание чагой, приветствие Солнца, угощение Витхона (водяного), угощение и одевание Огня, посещение Священных берёз, - рассказывает председатель общины «Элы Хотал» Ольга Фомичёва. - А ещё проводим мастер-классы по рукоделию, изготовлению рыболовных и охотничьих снастей, приготовлению блюд мансийской кухни и т.д. Нередко наши гости играют в этностойбище свадьбы, отмечают знаменательные даты».

Музей литераторов

Самая молодая из построек этноцентра - общественный Музей литераторов Конды с пристроенным конференц-залом. Строился он не как музей, а как дом. В мае 2014 года в родном Кондинском районе побывал известный мансийский поэт, член Союза писателей России, автор 25 поэтических сборников Андрей Тарханов. Он провёл творческие вечера во многих посёлках и в Урае, неделю гостил в Силаве, где ему очень понравилось. Андрей Семёнович признался тогда, что именно здесь хотел бы жить и работать. Так появилась идея открыть в Силаве творческую лабораторию Тарханова. Строительство началось, помогли депутаты Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера Надежда Алексеева, Татьяна Гоголева и Еремей Айпин. Но из-за проблем со здоровьем поэт не смог осуществить мечту. В августе 2017 г. Андрей Тарханов ушёл из жизни. Но проект продолжили, создав в Силаве Музей литераторов.

Его коллекция в основном состоит из книг. Есть здесь часть личных вещей мансийской сказительницы Анны Митрофановны Коньковой. «Сказки бабушки Аннэ», написанная ею легенда о народном вожде «Вожак Ивыр» и роман-сказание «И лун медлительный поток» о жизни манси стали для Югры хрестоматийными. Есть в музее записи этнографа и краеведа Ольги Кошмановой, которая собрала и опубликовала уникальные материалы по истории Кондинского края. Вместе с супругом Анатолием Хомяковым она очень помогла общине своими знаниями по этнографии и традиционным промыслам. Сегодня с Силавой сотрудничает поэт Алла Фёдоровна Копьёва, и её книги, конечно же, тоже есть в музее. В общине задались целью, чтобы Силава стала центром творческих и научных встреч, семинаров, конференций.

С каждым годом на этностойбище приезжает всё больше людей. Здесь встречали гостей из Югорска, Советского, Нягани, Ханты-Мансийска, Когалыма, Омска, Республик Марий Эл и Башкортостан, из Германии, Индии, Японии. Эта мансийская община вызывает большой интерес, а значит, у неё есть будущее...

Елена Автономова Об авторе