Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
190,1 млн
тонн нефти
380,7 млрд
куб. м газа
№ 3 (644) 25 января, 2021

Шесть северных проектов, согревающих детские сердца

Среди победителей XVI конкурса социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» десять - из Ямало-Ненецкого автономного округа. Об инициативах тазовчан мы уже рассказали в предыдущих выпусках газеты, а сегодня представляем шесть проектов из столицы ЯНАО. Теплота и забота о юных северянах - в каждом благом начинании из Салехарда, при поддержке нефтяников все они уже вступили в стадию реализации.

Просмотров: 2565
Шесть северных проектов, согревающих детские сердца
Шесть северных проектов, согревающих детские сердца
Шесть северных проектов, согревающих детские сердца
Шесть северных проектов, согревающих детские сердца
Шесть северных проектов, согревающих детские сердца
Территория заботы Конкурс социальных и культурных проектов ПАО "ЛУКОЙЛ"

«Проспект боевой славы, 1941-1945»

2020-й - Год памяти и славы - стал в нашей стране поводом для огромного количества мероприятий, среди которых и военно-исторические фестивали, и поисковые экспедиции, и музейно-выставочные проекты. В рамках специально учреждённой номинации «Великий подвиг» конкурса социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» в школах Югры и ЯНАО было открыто и обновлено немало военно-патриотических музеев. Среди них - салехардская школа №2, которая реализовала проект «Проспект боевой славы». Хочется отметить, что возглавляет учебное заведение почётный гражданин Салехарда Елена Сивицкая, человек не просто влюблённый в историю, но и ставший 20 лет назад инициатором создания школьного музея исторической памяти.

Благодаря систематической поисковой и исследовательской работе учеников накоплен богатейший материал о Великой Отечественной войне. Сменные стенды, баннеры, картинная галерея репродукций, передвижные выставки и постоянно действующая экспозиция «1941-1945» положили начало созданию уголка боевой славы как отдельного раздела школьного музея. Здесь в альбомах, фотографиях, фронтовых письмах, газетных вырезках, документах собраны бесценные сведения о ветеранах, тружениках тыла и детях военных лет, о жителях блокадного Ленинграда, эвакуированных в Салехард, и о ямальцах-героях. А ещё здесь представлена коллекция предметов, рассказывающих о войне: макеты оружия и боевой техники, солдатская фляжка, котелок, матросская бескозырка и многое другое. Экспонатов так много, что большая их часть находится в хранилище. Поскольку музею стало тесно, было принято решение создать в рекреации четвёртого этажа школы единый тематический музейный комплекс «Проспект боевой славы, 1941-1945», укомплектовав его необходимой мебелью, оборудованием и экспонатами.

- Проект по расширению уголка боевой славы, с одной стороны, станет экспериментальной площадкой, где у школьников появится возможность сделать своё собственное, пусть даже маленькое открытие, найти выход творческому порыву, - рассказывает автор проекта Ирина Карташова. - А с другой стороны, позволит детям лучше знать и понимать, какой ценой досталась победа в Великой Отечественной войне.

Работа по созданию «Проспекта боевой славы» завершится в мае. В настоящее время сформирована инициативная творческая группа, в неё вошла талантливая ученица 11 класса Елизавета Строцева, которая принимает участие в подготовке эскизов обновлённого школьного музея.

Игротека и экология

Салехардская школа №3 - старейшее учреждение города, история которого берёт своё начало в 1931 году, в 2020-м стала победителем сразу в двух номинациях конкурса социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» - «Духовность и культура» и «Экология». Такая активная позиция не только радует, но и служит примером разноплановости подходов к образовательному процессу. Первый проект «Технология игр» направлен на развитие и воспитание одарённых и талантливых детей с помощью настольных игр. По мнению автора проекта Начии Гизатулиной, задача чрезвычайной важности - вырастить и воспитать ребёнка не только сознательным членом общества и здоровым человеком, но и инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу:

- Для развития творческого мышления учащихся можно успешно использовать настольные развивающие игры. Они отлично уживаются с «серьёзным» учением. Включение таких игр в перерывах между занятиями, в этапах математических эстафет, олимпиад и разных мероприятий сделает процесс обучения интересным и занимательным, облегчит усвоение учебного материала. Для этого на грантовые средства будет оборудован специализированный кабинет, где дети при помощи игр смогут развивать память, внимание, ассоциативное и абстрактное мышление, логику, устный счёт, ораторское мастерство, и это далеко не весь спектр возможностей. Данный проект положит начало программе «Развитие ребёнка через игру», который охватит все стороны изучаемых явлений с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся.

Если в стенах школы ребята учатся и, играя, развиваются, то за её пределами тоже проводят время с пользой. С января 2019 года в образовательном учреждении работает школьное лесничество «Зелёный патруль» в тесном сотрудничестве с окружной организацией «Леса Ямала». Это активно действующий школьный орган с охватом более 230 учеников, которые участвуют в тематических акциях, марафонах, конкурсах и множестве других мероприятий. В период пандемии «Зелёный патруль» организовал онлайн-уроки по теме «Вклад работников лесной отрасли в победу в Великой Отечественной войне».

- Мы хотим создать комфортные условия для дополнительного естественно-научного образования детей и молодёжи, - говорит автор проекта «Школьное лесничество как форма профессиональной ориентации и экологического воспитания обучающихся» Лариса Гилева. - Движение школьных лесничеств - базовая основа дальнейшего профессионального самоопределения школьников, так как с раннего возраста они постигают азы лесоводства: сажают деревья, выращивают их, ухаживают и защищают, занимаются практической, опытнической деятельностью и научно-исследовательской работой, получая глубокие знания о лесе родного края, страны. Благодаря поддержке «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири» мы сможем улучшить свою материально-техническую базу. Будут закуплены наглядные пособия для исследовательской деятельности, специальное снаряжение и форма для юных экологов, а также у нас наконец появится необходимое оборудование: высотомер PM-5/1520, электронный клинометр, лазерный дальномер DISTO и многое другое.

Воркаут-парк в детском саду

Такой необычной идеей озадачились в дошкольном учреждении №7 «Крылышки» - создать новые условия для проведения физкультурно-оздоровительной и досуговой работы с детьми, семьями воспитанников, популяризируя современное молодёжное движение Street Workout. На территории детсада появятся семь универсальных снарядов: рукоход, турники, брусья, скамейки, перекладины, брусья, шведская вертикальная лестница.

- Конструкции универсальны: предусмотрены для проработки всех групп мышц детьми различного роста и рассчитаны на эксплуатацию без «скрипов и расшатывания», - рассказывает автор проекта Галина Бахрина. - Кроме того, они компактны: площадка займёт небольшую территорию, что облегчает вопрос поиска места установки. Развитие высоких технологий, научно-технический прогресс приводят к значительным изменениям в стиле жизни современных детей. Дошкольники всё больше времени проводят у мониторов телевизоров, компьютеров и других гаджетов. Более того, проблема полноценного физического развития дошкольников, проживающих в условиях Крайнего Севера, в настоящее время является крайне значимой. Уверена, что создание условий для оздоровительно-досуговой деятельности будет способствовать укреплению здоровья воспитанников детского сада. Тем более что в наши планы входит разработка программы дополнительного образования по воркауту для детей старшего дошкольного возраста. Это издание сборника игр и занятий, разработка и изготовление листовок, буклетов и проведение соревнований по воркауту на базе детского сада. Нет сомнений, что в будущем у наших дошколят возникнет потребность к самостоятельным и регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом!

«Музей без дверей»

Для ребят с ограниченными возможностями здоровья Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского весной этого года начнёт реализацию проекта «Музей без дверей». А это значит, что переносные тематические выставки сами придут «в гости» в учреждения, где воспитываются особенные дети, более того, ребята смогут принять участие в специально разработанных интерактивных занятиях, которые в мировой практике определяются понятием «музейная терапия».

- Наша цель - социокультурная интеграция детей с физическими и психическими особенностями развития и оказание консультативной и методической помощи их семьям, - говорит автор и куратор проекта Людмила Костинева. - Благодаря лукойловскому гранту более ста ребят получат возможности для своего духовного развития. Ведь одна из главных проблем ребёнка с ОВЗ заключается не только в борьбе с физическим недугом, но и в нарушении его связи с внешним миром, остром дефиците контактов со сверстниками и практически полной недосягаемости культурных ценностей. Музей же, в котором содержится обширный историко-культурный материал, является уникальной базой формирования благоприятной социокультурной микросреды для адаптации.

Полученные грантовые средства учреждение направило на изготовление реплик экспонатов, на заготовки для росписи и изготовление рабочих тетрадей.

Школьный клуб «МУЛЬТИ-компетенция»

Об образовательном пространстве для более чем ста ребят с ограниченными возможностями здоровья задумались и в средней общеобразовательной школе №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова. Учреждение начинает свою историю с 1882 года. Здесь накоплен огромный опыт в реализации дополнительных общеразвивающих программ, к числу которых относятся «Лаборатория гениального технолога», техноклуб «Изобретатель», программа развития «Созвездие лидеров XXI века». Обширны и значимы наработки и в области инклюзивного образования. А теперь благодаря участию в конкурсе социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» в школе появится клуб «МУЛЬТИ-компетенция».

- Профессиональная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с ментальными нарушениями, является одной из самых трудноразрешимых и серьёзных проблем в стране, - комментирует куратор проекта Ирина Андреева. - Развитие практических компетенций позволит повлиять на их будущее профессиональное образование и последующую востребованность на рынке труда. Сегодня актуальны новые технологии, которые погружают детей в условия будущего рабочего места. Востребованы экскурсии на производство, мастер-классы, профессиональные пробы, практикумы, игры-квесты. Идеей проекта является создание доступного креативного образовательного пространства для ребят с особыми образовательными потребностями в части предметной области «Технология». У нас внедрены такие методы и курсы внеурочной деятельности, как «Дизайн персонажей», «Разработчик виртуальной и дополненной реальности», «Робототехника», «Художественный дизайн», «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Лазерные работы», «Фрезерные работы». Проект успешно стартовал, уверена, что он принесёт немало пользы нашим детям.

Елена Бойко Об авторе