Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
70,5 млн
тонн нефти
139,2 млрд
куб. м газа
№ 49 (639) 14 декабря, 2020

Первый к работе готов

В Управлении по переработке попутного нефтяного газа ТПП «Лангепаснефтегаз» - пополнение: на завод поступил инновационный газотурбинный двигатель. Первый из трёх. Данный агрегат разработало «ОДК-Авиадвигатель», известное в мире как ведущее в России конструкторское бюро.

Просмотров: 2480
Первый к работе готов
Производство Модернизация

Агрегат величиною с дом представляет собой комплект оборудования, состоящий из газотурбинного двигателя и систем, обеспечивающих его безопасную эксплуатацию. Работает на сухом отбензиненном газе - и это главное его отличие от предшественников. А ещё - энергоэффективность. Сейчас на компрессорных станциях УППНГ, где осуществляется компримирование (сжатие) поступающего с месторождений попутного нефтяного газа, используются электродвигатели мощностью 12,5 МВт каждый. Всего их шесть: три постоянно в работе, столько же в резерве. В рамках программы, направленной на повышение энергоэффективности, проводится замена трёх из них на газотурбинные приводы (ГТП-16ПА).

Поступает оборудование на территорию первой компрессорной станции сырого газа сразу в виде законченных блоков повышенной заводской готовности. Перед этим пришлось проделать гигантскую работу, по сути, провести полную реконструкцию цеха. После демонтажа старых двигателей залили фундамент под новые приводы и вспомогательное оборудование, смонтировали укрытия. Первый из трёх газотурбинных двигателей уже поступил, установлен, идут пусконаладочные работы по подготовке всех систем. Испытания проводятся в несколько этапов. Прежде всего - холодная прокрутка двигателя от электростартера, без подачи газа, а значит без розжига горелок. Затем специалисты проверят работоспособность всех механизмов, систем блокировок, датчиков и т.д.

Главным конструктивным отличием данного привода является наличие силовой турбины улучшенной аэродинамики с частотой вращения 3000 об/мин. Как у самолёта. Помимо того, к системе маслообеспечения компрессора подключен аппарат воздушного охлаждения масла, установлены датчики системы контроля вибрации мультипликаторов и компрессоров, а также клапан антипомпажного регулирования.

Помимо того что новое оборудование габаритное, оно ещё и невероятно сложное. Здесь же, на компрессорной станции сырого газа, установили микропроцессорную систему контроля и управления газотурбинными приводами, что значительно упростит труд персонала и минимизирует риски выхода оборудования из строя. Раньше оператор видел только основные параметры агрегатов. Сейчас ему будут доступны все показатели по работе компрессоров.

Чтобы грамотно управлять этой сложнейшей техникой, специалисты УППНГ прошли соответствующее обучение. До конца года на завод поступят ещё два двигателя. Их замена существенно снизит эксплуатационные издержки предприятия.

Марина Райлян Об авторе