Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
68,1 млн
тонн нефти
133,2 млрд
куб. м газа
№ 16 (504) 23 апреля, 2018

Новейшая история посёлка Аган

Что мы знаем об Агане? Да немного. То, что живут там в основном ханты и занимаются они тем, что получается у них лучше всего, - рыбалкой, сбором грибов, ягод. Знаем, что, приехав сюда, можно недорого купить клюкву, бруснику, чернику, рыбу. Вот и всё. Но о своих соседях, конечно же, хочется знать больше. И мы отправились к ним в гости. Выяснили, что в этом небольшом национальном поселении, что раскинулось на берегу реки Аган, живут не только ханты, но и манси, лесные ненцы, а также представители других национальностей. Народ дружелюбный, гостеприимный.

Просмотров: 8190
Новейшая история посёлка Аган
Новейшая история посёлка Аган
Новейшая история посёлка Аган
Сохраним историю Города и посёлки Сибири:Аган

На въезде в посёлок стоит стела с надписью: «Аган». Указательный знак не простой - символичный и представляет собой три юрты, укрытые рыбацкой сетью. На самой большой из них не то знак, не то орнамент, напоминающий лягушку. Это оберег посёлка от злых духов. А рядом с этим «мини-стойбищем» - две рыбы, плывущие по водной глади. Просто ребус какой-то: мол, разгадайте, кто здесь живёт, чем занимается и во что верит. Внизу - цифры, указывающие на дату рождения посёлка. Раньше здесь значился 1934 год. Чем не угодила аганцам эта надпись, почему её убрали? Дело в том, что данные о дате рождения посёлка предоставил Сургутский краеведческий музей. По версии его сотрудников, Аган возник в 1934 году. Когда пришёл ответ на запрос из Тюмени, выяснилось, что в архиве сохранились документы, в которых говорится об основании населённого пункта 17 января 1920 года. Цифры, морочившие голову всем много лет, сняли и установили новые. Так что буквально через два года аганцы будут праздновать столетний юбилей посёлка.

Аган - типичное поселение эпохи переселения коренных народов Севера из тайги в «цивилизацию». Поначалу здесь стояли деревянные строения, мало чем отличающиеся от теперешних жилищ в таёжных стойбищах. Дома, лабазы, ледники для длительного хранения продуктов. Теперь с первого взгляда в посёлке сложно углядеть какую-то необычность и этническую экзотику. Взять хоть центральную улицу. Называется она Новая. Не в смысле, что недавно построена, всё дело в её «модном» виде. Аккуратные коттеджи жизнерадостных цветов: белые, жёлтые, с красными и зелёными крышами - выстроены вдоль широкой дороги, по одной линейке. Сразу и не поймёшь, из какого материала сделаны. Как нам пояснили хозяева, это щитовые дома, отделанные популярным нынче сайдингом. Евроокна, кровля из металлочерепицы - смотрятся такие дома нарядно. В них все удобства: тепло, центральная канализация, из кранов бежит горячая и холодная вода. Вокруг разбиты палисадники, высажены деревья. Конечно, сами ханты такие строения вряд ли осилили бы. Дорого это, да и техника соответствующая нужна. Значительная часть коттеджей возведена с помощью нефтяников общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»», которые уже давно взяли шефство над посёлком.

Главная достопримечательность улицы Новой - Дом культуры. Здесь проводятся самые значимые и интересные в посёлке мероприятия, отмечаются национальные праздники, которые жители очень любят и никогда не пропускают. Потому что проходят они живо, весело. Хоть праздник урожая возьми, хоть День оленевода, хоть театрализованный обряд рождения ребёнка. Поучаствовать в них съезжаются гости со всего Нижневартовского района. Для местных жителей это возможность показать и продать сувенирную продукцию, сделанную своими руками, вещи, сшитые в национальных традициях, обувь. А ещё это хороший повод разбить чумы, разжечь костёр, сварить ушицы, нарезать строганины. Людей угостить, самим отведать рыбного супчика с дымком. В повседневной жизни нечасто позволишь себе такую роскошь. Чумы ведь сейчас разбиваются редко, разве что при перегонах оленей на дальние расстояния. А тут и гостям интересно взглянуть на экзотику, и аганцам приятно обновить в памяти былые навыки.

Что касается коренного населения Агана, как ни крути, а без леса они не могут. И в цивилизацию пришли на свой лад: живут, по сути, на два дома - таёжный и поселковый. В тайге у них стойбища, охотятся, рыбачат, у многих олени - словом, ведут привычный им образ жизни. Но и без посёлка никак: детям надо учиться. В современном мире без этого не прожить. И ханты, манси это понимают. Молодёжь посёлка стремится устроиться на работу на близлежащие лукойловские нефтепромыслы, где хорошая заработная плата, солидный соцпакет, перспективы. Для этого надо быть высококвалифицированным специалистом, и это мощный стимул для выпускников школ получить образование.

Побывали мы в образовательных учреждениях посёлка - детском саду, школе. И признаться, были впечатлены. Дружелюбием их обитателей, необычной архитектурой зданий (школа, к примеру, напоминает китайские пагоды) и условиями, в которых воспитываются и учатся юные представители коренного населения. Добротная мебель, современное оборудование, масса проектов и прогрессивных методик, которые используются в этих образовательных учреждениях. Но, внедряя новое, здесь не забывают и о старом. Есть кружки, где детей обучают национальному языку, традиционным ремёслам. А наглядное пособие о том, как жили предки, у них всегда на виду. Это этнографический музей, часть которого находится под открытым небом. Знаменитый, между прочим, на весь округ! Примечательно, что ещё недавно владельцами всех его экспонатов были сами жители посёлка. Теперь гордятся, когда иностранные туристы расспрашивают о них. Здесь детские игрушки, орудия охоты, нарты, чумы, обрядовые принадлежности - все эти вещи подлинные, ими пользовались их бабушки и дедушки. Если вы побываете в музее, то вам расскажут не только о самих экспонатах, но и поведают массу легенд и преданий. Кроме того, в учреждении часто устраивают инсценировки хантыйских игр, демонстрируют национальные танцы и обряды. Особенно интересно послушать так называемые «личные песни» народа ханты - своеобразные автобиографии, рассказы о судьбе или одном ярком жизненном эпизоде автора. Так что музей в Агане не застывшая история, а живой организм. Здесь учатся лозоплетению, резьбе по дереву и многим другим творческим ремёслам. Туристов в посёлке бывает много, каждый хочет увезти с собой памятный сувенир. Словом, изделия мастеров и мастериц всегда пользуются спросом. Время для творчества - это зима, а вот самая горячая страда у аганцев - осень. Все от мала до велика - на рыбалке, в тайге, на болотах в поиске грибов, ягод. И неудивительно: дикоросы - это их хлеб, и осенний день год ханты кормит.

Побывали мы и на высокой набережной р.Аган. У самого посёлка река, изящно изогнувшись, быстро убегает за горизонт. Живописнейшее место, скажу я вам, достойное кисти художника. Неудивительно, что именно его и выбрали под часовню. О ней особый разговор. Деревянная, с резными окнами, в обрамлении заиндевелых деревьев, она вся словно светится в лучах весеннего солнышка. Построена часовня несколько лет назад при поддержке общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», и сегодня каждый житель в любой момент может прийти сюда помолиться, зажечь свечку. При этом все ханты, манси, лесные ненцы верят в духов, почитают их, совершают для задабривания массу обрядов. Скажете, парадокс? Но это на наш взгляд. Они же считают, что ничего греховного в двоебожии нет. Чем больше поддержки свыше для облегчения земной жизни, тем лучше. Главное - не делать ничего дурного, не вредить ни природе, ни людям, брать ровно столько, сколько тебе нужно, и всё будет хорошо. 

Марина Райлян Об авторе