Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
153,7 млн
тонн нефти
307,2 млрд
куб. м газа
№ 49 (639) 14 декабря, 2020

"Гадание на картах"

Осенью этого года в культурной столице Югры открылся Культурно-выставочный центр Государственного Русского музея в рамках совместного проекта Министерства культуры РФ и ЛУКОЙЛа. В открытой в сентябре экспозиции картин из собрания крупного мецената Василия Кокорева представлено около полусотни полотен всемирно известных русских живописцев 19 века. Сегодня мы познакомим с одной из лучших картин Алексея Венецианова - «Гадание на картах».

Просмотров: 2050
"Гадание на картах"
"Гадание на картах"
Территория заботы Шедевры живописи - Югре

Алексей Гаврилович Венецианов родился в 1780 году в Москве, в семье купца 2-й гильдии. В 22 года он приезжает в Петербург, где поступает на службу в Лесной департамент и одновременно становится учеником известного живописца Владимира Боровиковского, копирует в Эрмитаже полотна знаменитых мастеров.

Становление художника происходило медленно. Долгие годы он совмещал службу в различных ведомственных учреждениях с занятиями живописью. Постепенно его работы привлекли внимание публики и Академии художеств, пригласившей его для преподавания в классе.

В 1819 году Венецианов вышел в отставку, приобрёл небольшое имение в Тверской губернии и полностью отдался творчеству. Жизнь в имении позволила художнику лучше узнать труд и быт русских крестьян, оценить их человеческие качества, способствовала обращению его к новой теме - изображению крестьянства, идущему вразрез с канонами академизма.

Картина «Гадание на картах» была написана в 1842 году в деревне Сафонково Тверской губернии. Она является довольно типичным для Венецианова совмещением жанровой живописи и портрета. Образы крестьянок реалистически достоверны, вместе с тем несколько обобщены, как символ народа. В представлении художника именно народ - носитель нравственного начала: трудолюбия, способности к сильным привязанностям.

Гадание на картах имело в России в 19 веке широкую популярность. По общему мнению, карты обладали магической силой и могли рассказать о прошлом человека или предсказать его будущее. Особенно повлияла на художников баллада Василия Жуковского «Светлана»: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». На картине Венецианова молодая девушка гадает своей подруге. Если присмотреться, то карты предсказывают «позднюю дорогу, свидание с бубновым королём и сердечные хлопоты». В то же время девушке грозят какие-то неприятности от «крестовой дамы», бубновый туз в руках обещает письмо или известие. В отличие от европейских живописцев того времени Венецианов не ощущал в крестьянском гадании аллегоричности или мистики. Для него это знакомая повседневность, поскольку он сам жил в деревне, а позже открыл школу живописи, куда охотно брал и крепостных. В полотне столько романтизма и поэтичности, впрочем, как и во всех работах художника, что хочется любоваться им снова и снова.

Такие же чувства можете испытать и вы, побывав в Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме. В силу ограничений, связанных с пандемией, приём посетителей сейчас осуществляется в индивидуальном порядке. Запись ведётся по телефону 6-57-00 во все дни, кроме понедельника и вторника.

Елена Автономова Об авторе