Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
245,3 млн
тонн нефти
449,5 млрд
куб. м газа
№ 41 (631) 19 октября, 2020

«Всё, что делаю, я действительно искренне люблю!»

Есть люди, после встречи с которыми понимаешь, что в твоём внутреннем мире произошли перемены. Юлия Прошутинская - из их числа. В перемазанном красками плаще и с прядкой светлых волос, выбивающейся из-под лукойловской каски, она, словно лучик солнца, осветила пасмурный октябрьский день и приблизила нас к большому искусству, где каждый мазок кисти несёт огромный смысл...

Просмотров: 1370
«Всё, что делаю, я действительно искренне люблю!»
«Всё, что делаю, я действительно искренне люблю!»
«Всё, что делаю, я действительно искренне люблю!»
«Всё, что делаю, я действительно искренне люблю!»
«Всё, что делаю, я действительно искренне люблю!»
ЛУКОЙЛ Творческая личность

Очень долго придётся перечислять творческие регалии этой хрупкой девушки. Член Союза художников России и ещё двух союзов - Московского и Профессионального. Состоит в Международном художественном фонде и творческом объединении «Новые передвижники». Лауреат и дипломант различных конкурсов. На её счету около десяти персональных и участие в четырёх десятках арт-выставок, в том числе в самых престижных залах Москвы (Центральном доме художников, в выставочном зале на Беговой, в Старосадском переулке, в зале Совета национальностей и др.). Работы Юлии Прошутинской находятся в частных коллекциях в России, США, Китае. С 2015 года занимается преподавательской деятельностью, она - автор мастер-классов по акварели «Море. Облака. Атмосфера», «Цветочные фантазии», «Городские истории. Небоскрёбы». И при всём этом основная профессия талантливой художницы - экономист. Она работает главным специалистом Управления методологии и автоматизации Департамента сводного планирования, отчётности и методологии Блока экономики и планирования ПАО «ЛУКОЙЛ». Согласитесь, просто невероятный, потрясающий человек! Физик и лирик в одном лице!

Познакомиться с Прошутинской мне удалось благодаря её творческому отпуску, который художница решила провести в Западной Сибири. В начале октября Юлия приехала в Когалым, чтобы собрать материал для серии картин, посвящённых промышленным объектам ЛУКОЙЛа. Индустриальный пейзаж - сегодня главное направление в её творчестве. И пришла она к этому несколько лет назад.

- Есть такой фестиваль позитивного идейного искусства «Время, вперёд!», - рассказывает Юлия. - Его проводит Московский союз художников при поддержке Союза художников России, чтобы привлечь внимание к теме человека труда, индустриального сектора экономики страны. Раньше была очень сильная советская школа индустриального пейзажа. Существовала даже госпрограмма, в рамках которой художники ездили на различные промышленные объекты и писали картины. Например, со строительства ГРЭС. На мой взгляд, это правильно, потому что престиж рабочей профессии необходимо повышать. А сейчас таких картин мало, попасть на производство сложно, для этого надо пройти массу согласований. И я захотела тоже поучаствовать в этом фестивале. У них была экскурсия на определённые заводы. Но мне эти заводы неблизки, да и не люблю, когда мы массово приезжаем и одну точку рисуем. Всегда хочется чего-то уникального, эксклюзивного, тем более что я работаю в такой компании грандиозной, и у нас свои хорошие заводы. Поэтому я решила писать наши, лукойловские, объекты. Начала с АЗС в Москве на Олимпийском проспекте (сейчас эта картина на выставке в офисе ЛУКОЙЛа). Работа над индустриальным пейзажем так увлекла, что я решила продолжать в этом направлении. Появилась идея написать серию картин по всем основным бизнес-секторам ЛУКОЙЛа. Руководство Компании этот мой порыв поддержало. Дальше был Волгоград - там на территории НПЗ построена солнечная электростанция. Потом были поездки на проекты ЛУКОЙЛа в Узбекистане - Кандым и Гиссар. В Шереметьево, где работает ЛУКОЙЛ-АЭРО, я рисовала, как осуществляется заправка самолёта в крыло, - картина уже есть, правда, не закончена немножко.

- И вот сейчас Западная Сибирь. А дальше?

- В планах попасть на морскую платформу на Каспии, на уникальный Варандейский ледостойкий нефтеотгрузочный терминал.

- Какой из индустриальных пейзажей, на ваш взгляд, наиболее удался?

- Сложно сказать. Мне кажется, в Узбекистане мощная получилась серия. Там потрясающие пейзажи! Просто ошеломил Кандымский газоперерабатывающий завод - целый город стальных конструкций, всё белое, блестящее, невероятные солнечные блики! Я там даже сказала: «Как на Мальдивах!» Правда, на Мальдивах я не была, но мне кажется, там должно быть как на Кандыме, - смеётся художница. - Моя мечта была нарисовать ночной завод. Я специально даже искала в Интернете, писал ли кто-то завод ночью. Представляете, нет таких картин! И вот на Кандыме моя мечта сбылась - блики от прожекторов, луны и звёзд, невероятная светоистория!.. А Гиссар - это горы на границе с Таджикистаном. Там своя красота, своя поэзия живописи. Издалека производственные объекты напоминают дворцы или корабли в пустыне. Так и появилось название этой серии индустриальных пейзажей - «Дворцы и корабли».

- Юлия, а вас никогда не посещали мысли всецело посвятить себя живописи?

- Были размышления, но чисто гипотетически, - улыбается художница. - Я работаю в ЛУКОЙЛе - компании мирового масштаба, в отличном коллективе, занимаюсь интереснейшей работой - системой оценки деятельности, методологией управленческого учёта. Если бы мне было неинтересно, я бы не смогла во всём этом жить и работать. Всё, что делаю, я действительно искренне люблю!

- Обычно у человека либо левое полушарие развито, либо правое - либо технарь, либо творческий человек. У вас они, получается, равномерно работают?

- На самом деле очень много художников-математиков. В вузе моим научным руководителем был Владимир Викторович Литвинов - член Союза художников России.

- Сейчас вы тоже член Союза художников России. Трудно им стать?

- Трудно. Подготовка занимает от года. Надо пройти как минимум три выставкома. У меня это заняло несколько лет. Нужны не только хорошие работы, но и рекомендации авторитетных художников.

- А в детстве мечтали стать живописцем?

- Нет, я не сразу поняла свой путь. Хотя рисовала всегда, потому что мама преподавала ИЗО в одной из школ Ярославля. Но больше я тяготела к точным наукам. В детстве занималась спортом - гимнастикой, лёгкой атлетикой, ходила в музыкалку. После школы получила два высших образования: сначала окончила математический факультет, потом - экономический. Во время учёбы работала на заводе дизельной аппаратуры в Ярославле, после переезда в Москву - в компании «СИБУР», а с 2010 года - в ЛУКОЙЛе. И вот именно тогда, десять лет назад, я поняла, что хочу учиться академическим основам живописи. Сначала прошла курсы в академии имени С.Г. Строганова, позже окончила заочно художественное училище памяти 1905 года, а затем - институт имени В.И. Сурикова.

- Картины каких художников вам ближе?

- Таира Салахова. Это потрясающий художник-живописец, легенда советского искусства! Ему больше 90 лет. Мне посчастливилось с ним познакомиться, показать свои работы, и приятно, что он их высоко оценил. Из классиков - Врубель, Серов, Суриков. Из зарубежных - Клод Моне, кстати, я была на его выставке в Канаде, и она произвела такое сильное впечатление, что у меня даже поменялась манера письма, это многие заметили.

- Вы пишете только маслом?

- Начинала с акварелей. Училась у художников, которые приезжали в Москву из разных стран: Японии, Болгарии, Австралии, Франции. Кстати, акварель - одна из самых сложных техник. Масло прощает ошибки, акварель - нет. Если нанёс какой-то слой неправильно, то от него сложно избавиться. А масло можно счистить, просушить, положить сверху новый слой.

- Когда вы понимаете, что пора ставить подпись на картине, что картина завершена?

- О, это правильный, но коварный вопрос. Здесь всё очень сложно. Потому что всегда хочется писать ещё и ещё, совершенствовать работу. Но в какой-то момент понимаешь, что начинаешь портить. Важно вовремя остановиться. Иногда бывают моменты, когда думаешь, что картина не закончена, надо доработать, а потом возвращаешься к ней и видишь: нет, она готова. А бывает наоборот, вроде бы картина закончена, а через год берёшь её в руки и понимаешь, что надо доработать.

- Скажите, можно ли уже в зрелом возрасте начать заниматься искусством?

- Можно и нужно, если есть желание. Много есть примеров, когда люди уходили на пенсию и начинали творить или заниматься другим видом деятельности. За примером далеко ходить не надо: моей маме - 58 лет, недавно она выучилась в педагогическом институте на инструктора по адаптивной физкультуре - пилатес, коньки, лыжи, бассейн. И счастлива!

- Мне очень понравились ваши городские пейзажи, особенно Ярославль. Такие душевные-душевные! Наверное, потому, что родной город?

- Ярославль люблю рисовать зимой. Там много светлой архитектуры. Белые стены, белое небо, белый снег. И очень сложно передать сто оттенков белого. Это как раз и интересно!

- Сейчас вы занимаетесь в основном индустриальным пейзажем. Неужели к городскому уже не вернётесь?

- Я с ним в принципе и не расставалась. На днях состоится конкурс «Старая Москва». Планирую в нём поучаствовать. У меня есть секретное место, хочу его написать. В старых улочках столицы такая прелесть!

- А Когалым не вызвал творческого интереса?

- Очень красивый город! Я уже рисовала вечером стелу «Пламя». Хотелось бы впоследствии создать цикл по городам ЛУКОЙЛа, где, конечно, будет и Когалым - культурная столица Югры, жемчужина Западной Сибири. Но это позже. А сейчас моя задача - набрать как можно больше материала по производственным объектам. Качалка, буровая, нефтеперерабатывающий завод... На рассвете, закате... Отпуск короткий, а хочется сделать как можно больше этюдов, на основе которых потом смогу писать картины. Это будут северные «Дворцы и корабли». В тумане, в золоте осенней листвы... Здесь красивейшие пейзажи, и, думаю, получатся хорошие картины, которые будут интересны всем.

Елена Автономова Об авторе