Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
225,3 млн
тонн нефти
428,1 млрд
куб. м газа
№ 37 (627) 21 сентября, 2020

Большое искусство - малым городам

Николай II бывал в Югре… В 1891 году в возрасте 23 лет будущий наследник престола, возвращавшийся из путешествия на Восток, сходил с палубы парохода в селе Самарово (Ханты-Мансийск). А в Сургуте знакомился с местными жителями - ханты и манси, тепло приветствовавшими его. И думается, что, глядя на дремучую югорскую тайгу, откуда выходили только медведи да лоси, он и помыслить не мог, что через 130 лет в одном из небольших городов, возведённом среди этой тайги, будет открыт филиал Русского музея, учреждённого им, Николаем II, в 1885 году в Санкт-Петербурге. И уж совсем немыслимо было представить, что первыми в Культурно-выставочном центре в Когалыме представят те самые полотна, что и при открытии Русского музея в Михайловском дворце!

Просмотров: 1340
Большое искусство - малым городам
Большое искусство - малым городам
Большое искусство - малым городам
Большое искусство - малым городам
Территория заботы Русский музей в Когалыме

Но всё так и есть. Санкт-Петербург, культурная столица страны, щедро поделился шедеврами с культурной столицей Югры - Когалымом. И сегодня здесь выставлены полотна величайших мастеров: Карла Брюллова, Алексея Венецианова, Василия Тропинина и многих других известных российских художников. На мой взгляд, это свидетельство того, что у искусства нет границ. И нет регалий. Философия ЛУКОЙЛа о том, что каждый вне зависимости от места проживания имеет право любоваться шедеврами искусства в подлиннике, обрела в Когалыме осязаемые очертания. Прежде всего, когда в городе открыл свои двери филиал Малого театра, где спектакли дают артисты из основной труппы и декорации используются те же, что и в Москве. Теперь в Когалыме создаётся филиал Государственного Русского музея, который, по сути, уже работает на площадке Культурно-выставочного центра.

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой групповые посещения центра временно невозможны - в час здесь может побывать только один посетитель. Но будем надеяться, что в самом ближайшем будущем ситуация изменится, и нам всем представится возможность увидеть полотна гениальных живописцев своими глазами. Жители Когалыма, а также всех городов и посёлков Югры с нетерпением ждут этого момента.

Идея создания филиала Русского музея принадлежит президенту нефтяной компании ЛУКОЙЛ Вагиту Алекперову. При недавнем посещении Западной Сибири, обращаясь к югорчанам, он подчеркнул: «Для нас участие в социальных проектах - это не благотворительность. Это часть нашего бизнеса. Города присутствия Компании - наша основа, и мы всегда будем благодарны Югорской земле».

И то, что на открытие Культурно-выставочного центра Русского музея в Когалыме привезли коллекцию Василия Александровича Кокорева, тоже не случайно. На его личности стоит остановиться подробней. И не только потому, что он был первым нефтепромышленником России, хотя это и немаловажно. Но главное, это был просто фантастический человек, талантливый во всех областях, настоящий патриот России, к сожалению, незаслуженно забытый в череде столетий.

Между тем в 1860-х годах имя Василия Александровича Кокорева было у многих на устах: он вкладывал средства в нефтяное дело, в транспорт, построил одну из лучших в Москве гостиниц, его банки удовлетворяли торгово-промышленные нужды всей Российской империи. О глубоком уважении к этому человеку и его делам среди современных недропользователей говорит тот факт, что портрет Василия Александровича украшает головной офис ЛУКОЙЛа в Москве.

Помимо предпринимательского чутья, купец первой гильдии Василий Кокорев обладал и тонким художественным вкусом. Коллекция его картин была богатейшей. В 1860 году в специально отстроенном здании в Трёхсвятительском переулке на Покровке он открыл первую частную публичную художественную галерею. Причём вход в неё был бесплатным. За 20 лет до Третьяковской галереи в ней были выставлены полотна Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Александра Боголюбова, Алексея Венецианова, Александра Иванова, Фёдора Матвеева, Михаила Лебедева, Сильвестра Щедрина, Дмитрия Левицкого, Василия Боровиковского, Фёдора Алексеева, Василия Худякова, Михаила Клодта, Константина Трутовского, Георгия Мясоедова и многих других известных и не очень живописцев. Некоторые из этих работ теперь могут увидеть и югорчане в Когалыме. Коллекция Кокорева будет гостить в культурной столице Югры до февраля.

Интернет - величайшее изобретение человечества. Любая информация теперь в открытом доступе. В том числе коллекции Русского музея. Клик мышки - и перед нами полотна великих мастеров и малоизвестных художников. Но одно дело увидеть эти картины на экранах мониторов, и совсем другое - на расстоянии вытянутой руки, где по мазкам можно проследить за кистью мастера и за его мыслью. Только так можно научиться понимать язык живописи.

У каждой картины своя энергетика, и в каждую из них вложена частичка души художника. Но есть исключительные работы, их называют шедеврами, и отличаются они от обычных полотен тем, что обладают магической, завораживающей силой. Эти картины мы можем рассматривать долгое время, будто погружаясь, уходя в них. Они навевают размышления о том, что же хотел донести до нас автор. И у каждого из нас своя интерпретация увиденного. Одним словом, гениальные творения никого не оставляют равнодушным. И то, что в Когалыме появилась такая выставка, - подарок для каждого. И для тонких ценителей живописи, и для тех, кто с ней незнаком. В подкрепление своих слов приведу анекдот из жизни. Когда в преддверии открытия центра в городе вывесили афишу о том, что в Культурно-выставочном центре пройдёт выставка «Коллекция В.А. Кокорева», в составе которой работы Карла Брюллова, Алексея Венецианова, Василия Тропинина и других русских художников, проходящие мимо объявления маляры поинтересовались у работников музея: а художники-то сами приедут?

И эту историю я привела не в укор, а к тому, что теперь всё изменится. Незнание - дело поправимое. С открытием в городе Культурно-выставочного центра у каждого когалымчанина появилась прекрасная возможность узнать всё о живописи и гениальных живописцах не выезжая за пределы города. Тем более что выставки шедевров Русского музея теперь станут регулярными. И что поразило больше всего: в Когалым будут привозить коллекции Русского музея по запросу Культурно-выставочного центра. Представляете?! Любые картины. Хоть «Последний день Помпеи» Брюллова! Хоть «Девятый вал» Айвазовского! Впрочем, это огромные полотна, и наверняка какие-то ограничения будут. Ну да время покажет...

А пока в распоряжении посетителей 48 картин. Одна другой интересней и именитей. Из работ Карла Павловича Брюллова здесь можно увидеть «Портрет великой княжны Екатерины Михайловны», эскиз росписи центрального купола Исаакиевского собора в Петербурге «Богоматерь во славе в окружении святых», эскиз неосуществлённого запрестольного образа в храме Христа Спасителя в Москве «Воскресение Христово». Из творчества Василия Андреевича Тропинина - «Девочка с куклой» и «Гитарист» (портрет гитариста-виртуоза Владимира Ивановича Маркова 1803-1864 гг.). Кисти Алексея Гавриловича Венецианова принадлежат полотна «Девушка на сеннике» и «Гадание на картах». Есть в коллекции В. Кокорева и великолепный «Портрет Екатерины II в дорожном костюме», написанный неизвестным художником во второй половине 18 века (видоизменённая копия портрета работы М. Шибанова).

Теперь когалымский Культурно-выставочный центр стал северным ответвлением Русского музея, а с момента открытия - частью его истории. Первый среди филиалов за Уралом. И сейчас югорчанам самое время познакомиться с историей, геологическим древом Русского музея поближе. Это чтобы знать, к чему они приобщились.

Открыть музей, где будут широко представлены лучшие образцы живописи, скульптуры, работы талантливых самородков, коими богата земля Русская, мечтал император Александр III, но не успел осуществить задуманное. Через год после смерти отца в память о нём Николай II издал указ об учреждении Русского музея имени Александра III. Молодой государь пожертвовал для будущего собрания свыше 300 полотен, дары поступали и со всей России. В списках меценатов - сотни известных и не очень фамилий. В марте 1898-го музей открылся для широкой публики.

Самые выдающиеся работы русских живописцев были собраны в Михайловском дворце Санкт-Петербурга. Он и сегодня является главным зданием музея. Впрочем, в его состав теперь входят ещё четыре дворца, которые сами по себе являются произведениями архитектурного искусства 18-19 веков. Это Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский замок, летний домик Петра I. Словом, сегодня Русский музей - это огромный комплекс. И обладает наиболее полной коллекцией отечественного искусства из более 400 000 произведений тысячелетнего периода, с Х по ХХI век. Он также выступает как авторитетный научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр, курирующий работу всех художественных музеев страны.

На церемонии открытия Культурно-выставочного центра в Когалыме генеральный директор Государственного Русского музея Владимир Гусев отметил:

- С открытием центра у всего многогранного Югорского края появилась возможность насладиться коллекциями Русского музея. Открыть филиал несложно. Главное - это программа работы на долгие годы. Сегодня мы уже оценили место, где будет расположен полноценный филиал Русского музея - Культурно-выставочный центр. И у нас есть чем его наполнить: коллекция Русского музея - это тысячелетняя история России в лицах, персонажах. Проходя по залам, каждый может перелистать страницы этой истории.

Не будет преувеличением, если сказать, что Русский музей является маяком и для многих учреждений культуры страны. По его методикам работают свыше 50 регионов. Это программы «Здравствуй, музей», «Технологии и искусство» и многие другие наработки. И работники выставочного центра в Когалыме также руководствуются ими в своей работе. Широко развита в Русском музее музейная педагогика, которой уже 30 лет. Сейчас посредством новых технологий работники помогают детям осмыслить историю и значение искусства. Работает центр мультимедиа, инновационных программ. В музей могут прийти люди с ограниченными возможностями здоровья. Для этого созданы все условия. Есть программа знакомства с искусством для людей, испытывающих проблемы со слухом. Для них экскурсии проходят в сопровождении специалистов, переводящих речь на язык жестов.

Когалымский Культурно-выставочный центр следует добрым традициям Русского музея, и, помимо выставочного зала, здесь предусмотрен информационно-образовательный класс, оснащённый персональными компьютерами для доступа к программам медиатеки, а также мультимедийный кинотеатр со зрительным залом на 40 мест.

По словам работников Культурно-выставочного центра Русского музея, когалымчане и гости города смогут посещать данную экспозицию, когда в регионе будут сняты ограничения и Роспотребнадзор разрешит работу учреждения.

А те, кому уже посчастливилось побывать на выставке коллекции В. Кокорева, не скрывают своего восторга. Благодаря подвижнической миссии ЛУКОЙЛа и Русского музея по обеспечению доступности уникальной коллекции отечественного искусства для жителей регионов тысячи югорчан получили возможность познакомиться с лучшими образцами русского искусства, научиться понимать язык живописи, приобщиться к прекрасному. Может быть, звучит немного пафосно, но, по сути, так и есть.

Убеждена, что мудрый меценат и горячий патриот Кокорев гордился бы тем, что дело его живёт. Что есть ещё на земле Российской люди, которые любят и умеют трудиться, ценят красоту и бескорыстно дарят её людям.

Марина Райлян Об авторе