Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
162,9 млн
тонн нефти
308,5 млрд
куб. м газа
№ 27 (617) 13 июля, 2020

На маршруте АЛСИБ (2 часть)

В годы Великой Отечественной войны для перегонки боевых самолётов из США в СССР по программе ленд-лиза действовал маршрут Аляска-Сибирь. Один из аэродромов на маршруте АЛСИБ был оборудован на возвышенном и сухом месте в 47 километрах от будущего города Когалыма. На полётных картах эту площадку обозначили по природному топониму - озеру Коголымлор. В прошлом номере мы рассказали о легендарном полярном лётчике, Герое Советского Союза Илье Павловиче Мазуруке, который был начальником воздушной трассы АЛСИБ...

Просмотров: 895
На маршруте АЛСИБ (2 часть)
На маршруте АЛСИБ (2 часть)
Сохраним историю К 75-летию Великой Победы

Одиночный полёт

Позднее командир 1-й перегоночной авиадивизии признал: «Перелетали и поодиночке». Для таких одиночных перегонов он приказал построить в Среднем Приобье, среди болот и озёр, секретный аэродром. Это место Мазурук заприметил, когда служил в 30-е годы в Обском отдельном авиаотряде, базировавшемся в Тюмени на озере Андреевском. Пилоты осваивали тогда новые воздушные трассы по Иртышу, Оби и её притокам.

Промежуточную посадочную площадку с привязкой к озеру Коголымлор строили трудпоселенцы - высланные в Сургутский район крестьяне. Строительство секретного оборонного объекта курировал начальник Управления особого аэродромного строительства НКВД СССР в Омской области лейтенант госбезопасности Георгий Назаренко. «За ввод в эксплуатацию аэродрома специального назначения с положительными оценками» его наградили орденом Красной Звезды. После образования 14 августа 1944 года Тюменской области он был назначен начальником спецпоселений областного УНКВД. В 1951-1954 годах возглавлял УМВД по Тюменской области.

Всего с 1942-го до 1 сентября 1945-го из США в СССР по ленд-лизу поступило 22196 самолётов разных типов, что составило 18 процентов авиапарка Красной армии (советская промышленность выпустила более 122 тысяч самолётов). По лётно-техническим характеристикам лендлизовская авиатехника практически не уступала аналогичным типам люфваффе, а порой и превосходила их.

Достаточно сказать, что лётчики 16-го гвардейского истребительного авиационного Сандомирского ордена Александра Невского полка, которым командовал уроженец Новосибирска, трижды Герой Советского Союза майор Александр Покрышкин, с 1943 года и до Победы воевали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра» (их поступило по ленд-лизу 7352). Авиаполк уничтожил 497 самолётов противника. Героями Советского Союза стали 16 лётчиков, а двое - Григорий Речкалов и Александр Клубов - удостоены этого звания дважды. За управление самолётом «Аэрокобра» президент США Рузвельт наградил в июне 1943 года А. Покрышкина медалью «За отличную службу».

Кроме «Аэрокобр», в СССР поставлялись бомбардировщики А-20 «Бостон» и В-52 «Митчел», истребители Р-40 «Томагаук» и «Киттихаук», летающие лодки «Каталина» и военно-транспортные самолёты С-46 и С-47. По мнению историка Леонида Млечина, авиационный ленд-лиз сыграл существенную роль в боевых действиях советской авиации на фронтах Великой Отечественной войны, не говоря о той моральной поддержке, которую ощущали наши воины, видя, что американцы и англичане участвуют в общей борьбе против фашизма.

На фото - бомбардировщик "Митчелл"

Перегоны американских самолётов по маршруту АЛСИБ приравнивались к боевым вылетам. 1-я перегоночная авиадивизия была награждена 5 ноября 1944 года орденом Красного знамени. Командир соединения генерал-майор Мазурук отмечен тремя орденами, медалями и Серебряным крестом ВВС США. После войны он в должности начальника Управления полярной авиации Главсевморпути совершил 254 полёта на дрейфующие научные станции в Арктике, а в январе 1956-го первым осуществил посадку АН-2 на вершину айсберга в Антарктиде. Из полёта на остров Котельный в Северном Ледовитом океане привёз белого медвежонка и подарил московскому зоопарку. Этому событию поэт Самуил Маршак посвятил стихотворение. Генерал-майор Мазурук скончался 2 января 1989 года в Москве и похоронен на Троекуровском кладбище.

Коллекционер из США

После окончания Второй мировой войны АЛСИБ прекратил своё существование. Построенный в окрестностях будущего города Когалыма запасной аэродром законсервировали. В случае возможной войны с США он должен был принимать бомбардировщики ТУ-4 и ИЛ-28. Утверждённое Политбюро ЦК ВКП(б) 24 октября 1951 года постановление Совета министров СССР «Об оперативной сети аэродромов на воздушной трассе Москва-Хабаровск предписывало оборудовать их «жилыми и служебными постройками, обеспечить бензохранилище, радиолокатор, средства связи, трактор для укатки лётного поля».

В конце 1960-х - начале 1970-х взлётно-посадочную полосу среди когалымских болот пытались приспособить для доставки в Сургутский район труб, стройматериалов и горючего. Однако после постройки железной дороги Тюмень - Тобольск - Сургут (первый поезд пришёл в Сургут в августе 1975 года) такая необходимость отпала. О лендлизовском аэродроме в окрестностях Когалыма забыли, а упоминание о нём осталось лишь на секретных военных картах.

Версия о принадлежности этого аэродрома к маршруту АЛСИБ неожиданно подтвердилась через девять лет после его обнаружения. В сентябре 1999 года мне позвонил начальник службы безопасности аэропорта Рощино Михаил Чазов, бывший заместитель начальника УКГБ по Тюменской области, возглавлявший до службы в органах госбезопасности Тюменский обком ВЛКСМ.

- Какой-то американец прилетел в Тюмень из Москвы через Новосибирск. Ищет самолёт, пропавший здесь во время войны. Поговори с ним…

Мы встретились в вестибюле отеля «Тюмень». Крис Корриган - отставной майор ВВС США, участник войны во Вьетнаме, разбогатевший на перепродажах нефтеносных участков в Техасе. Увлечён коллекционированием и исторической реконструкцией самолётов времён Второй мировой войны. Об исчезновении в болотах нашего края перегонявшегося по авиатрассе АЛСИБ истребителя «Киттихаук» ему рассказал во Франции ветеран авиаполка «Нормандия-Неман», у которого он купил самолёт ЯК-3.

Эскадрилья «Нормандия», состоявшая из французских лётчиков, прибывших летом 1943 года в Советский Союз из Ливана через Сирию и Иран, была сформирована по решению руководителя Французского комитета национального освобождения генерала Шарля де Голля и правительства СССР. Командование ВВС Красной армии предоставило французским пилотам самолёты ЯК-3 и младший технический персонал. С марта 1943 года они принимали участие в боевых действиях на советско-германском фронте (в июле того же года эскадрилья преобразована в истребительный авиаполк). За отвагу и мужество, проявленные при освобождении Белоруссии, полку присвоено почётное наименование «Неманский». Лётчики авиаполка «Нормандия-Неман» сбили 273 самолёта противника. Собственные потери - 42 лётчика, в их числе первый командир полка майор Жан-Луи Тюлян, погибший 17 июля 1943 года в боях под Курском. Четверо французов стали Героями Советского Союза, один из них - посмертно. 19 февраля и 5 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий полк награждён орденами Красного Знамени и Александра Невского. 15 июня французские добровольцы на 41 подаренном им самолёте возвратились на родину. В марте 1960 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Нормандия-Неман». Вся страна узнала про французских пилотов, участвовавших в боях за освобождение Орла, Ельни, Смоленска, Витебска, Орши, Минска, во взятии Тильзита и Кенигсберга.

Разыскиваемый коллекционером из США Корриганом фронтовой истребитель «Киттихаук» по тактико-техническим данным уступал «Аэрокобре». Об этом Сталин даже писал Рузвельту: «Следует иметь в виду, что самолёты «Киттихаук» не выдерживают борьбы с немецкими истребителями». После войны сохранилось лишь несколько самолётов этой модификации. Поэтому пропавший в 1944 году в болотах Среднего Приобья имеет большую историческую ценность.

Тогда я рассказал заокеанскому искателю авиационных артефактов о природно-климатических особенностях нашего края и предположил, что его бездонные недра не отдадут свою авиационную «добычу». А сам по-прежнему надеюсь, что когда-нибудь раритетный «Киттихаук» найдётся, и его поместят на исторической площадке реконструированного лендлизовского аэродрома, рядом с памятником начальнику АЛСИБ, Герою Советского Союза, генерал-майору авиации Илье Мазуруку.

Пока же единственный памятник пилотам воздушной трассы Аляска-Сибирь есть только в городе Фэрбанксе американского штата Аляска.

Александр ПЕТРУШИН, заместитель директора по связям с общественностью представительства ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в г.Тюмени, кандидат исторических наук.

Елена Автономова Об авторе