Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
199,3 млн
тонн нефти
376,7 млрд
куб. м газа
№ 23 (613) 15 июня, 2020

Девяносто первый километр

Широнинцы - так называли себя высадившиеся в июне 1976 года с вертолётов на 91-й километр железной дороги Сургут - Уренгой, место будущей станции Когалымской, бойцы Харьковского транспортного зонального студенческого строительного отряда.

Просмотров: 950
Девяносто первый километр
Девяносто первый километр
Девяносто первый километр
Сохраним историю К 35-летию Когалыма

В труде - как в бою

Первому десанту в Западную Сибирь студентов из Харькова, Киева, Донецка, Львова присвоили имя Героя Советского Союза Петра Николаевича Широнина (1909-1968). После окончания в Кирове педагогического техникума он работал учителем в школе, а когда началась война, ушёл на фронт. Командуя взводом 78-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской ордена Красного Знамени стрелковой дивизии, гвардии лейтенант Широнин отличился 5 марта 1943 года при отражении атак танков и пехоты противника у железнодорожного переезда на южной окраине села Тарановка Харьковской области.

Его взвод удержал позиции, уничтожив 10 танков, штурмовое орудие, бронетранспортёр и до 100 гитлеровцев. В этом бою Широнин был тяжело ранен, стал инвалидом. Звание Героя ему, как и всем 25 бойцам его взвода (19-ти посмертно), присвоено 18 мая 1943 года. После войны железнодорожная платформа у Тарановки была переименована в станцию имени 25 героев-широнинцев.

Отмечая роль студентов в строительстве железной дороги Сургут - Уренгой, начальник управления «Тюменстройпуть» Герой Социалистического Труда Дмитрий Коротчаев писал: «Попробуйте найти хотя бы одну станцию или разъезд, где бы не работали широнинцы. Не найдёте. Рубка просеки, отсыпка насыпи, укладка и балластировка пути, укрепление откосов, строительство промышленных и гражданских объектов… В 1976 году они «захватили» участок до Холмогорки (203 км) и уже в июле выполнили 75% намеченных работ. Некоторые скептики считали, что стройотрядовцы могут максимум пройти участок до ст. Когалымской (91-й км). И просчитались. Широнинцы выполнили весь объём работ по расчистке трассы, полным ходом идёт строительство временного посёлка станции Когалымской. В управлении «Тюменстройпуть» знают, что транспортному отряду широнинцев можно поручить любое, даже самое сложное задание».

К первым улицам - Пионерской, Таёжной и Магистральной - прибавились Харьковская и Студенческий бульвар, где расположился палаточный лагерь широнинцев. Над парадным входом надпись: «Добро пожаловать! Ст. Коголымская».

Как «О» сменила «А»

Бывший командир Тюменского областного студенческого строительного отряда Анатолий Юрченко рассказывал:

- Перед приездом на трассу министра транспортного строительства СССР Соснова и начальника «Тюменстройпути» Коротчаева мы решили обновить вывеску с названием будущей станции - «Коголымская» (по названию озера Коголымлор). Прежняя выцвела на солнце и обветшала под дождём. Новую табличку доставили вертолётом из Сургута. Там местный художник, видимо, на слух, вместо буквы «о» поставил «а». Заказывать «правильную» табличку уже не было времени. Так название «Когалымская» попало в официальные документы «Тюменстройпути». А в общении оно сократилось до «Когалым» и понималось как пароль:

- Куда?

- В Когалым.

- Откуда?

- Из Когалыма.

Последний день третьего трудового семестра превращался для украинских студентов-широнинцев в праздник - «рубку последнего дерева просеки».

Посмотришь вдоль трассы - не видно конца. На всех километрах оставляли единственное дерево, увешенное снизу доверху плакатами, лозунгами, карикатурами. Свалить его поручалось лучшим лесорубам отряда. Они заводят бензопилу «Дружба», и через несколько секунд ствол дерева под крики «Ура!» падает на землю. К нему подходят 12 парней, крепко обхватывают… Бригадир командует: «И-и-и», бригада подхватывает: «Р-а-а-з» - ствол дерева длиной в 20 метров подлетает вверх, словно былинка, и ложится на плечи. Все бросают к «дружбистам», просят отпилить от последнего дерева «блин» (срез) на память. Потом - большой костёр. Ни капли спиртного - «сухой закон». Пели песни. Танцевали с немногими девушками. Читали стихи.

Ещё одно болото загасили

И ночью от знакомой буровой

Трясёмся в грузовом автомобиле

Притихшей, засыпающей тайгой.

Гудят, гудят напруженные ноги,

И каждый раз, уже так повелось,

Выходит провожать нас на дорогу

Задумчивый и поседевший лось.

Стоят деревья собранно и тесно,

Мерцает лунный отблеск на рогах,

И слушает он странные здесь песни

О Сагайдачном и о казаках.

Взволнованно глотая сумрак синий,

Лось исчезает где-то вдалеке.

Когда-нибудь споём на Украине,

Как мы дороги строили в тайге.

Автор этого стихотворения Валерий Чмир, врач отряда «Механик» Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта, несколько раз приезжал в Сургутский район. «Врачом я стану в Киеве. Поэтом меня сделал Когалым», - говорил он.

Железная дорога ушла с 91-го км дальше на север - к газовому Уренгою. Но когалымчане, которые в этом году отмечают 35-летие своего города, помнят широнинцев: бойцов Великой Отечественной войны и бойцов студенческих стройотрядов.

Александр ПЕТРУШИН, заместитель директора по связям с общественностью представительства ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в г. Тюмени, кандидат исторических наук.

Елена Автономова Об авторе