Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
109,8 млн
тонн нефти
211,0 млрд
куб. м газа
№ 18 (608) 11 мая, 2020

Философия IB в Когалыме

Кому из нас не хочется видеть своих детей мыслящими, знающими, заботливыми, способными и желающими изменять мир к лучшему? А ведь именно таковы главные цели программы Международного бакалавриата (International Baccalaureate), которая более 10 лет назад стартовала в рамках образовательного проекта «Формула успеха» на базе когалымской школы №8. Следуя Соглашению о сотрудничестве между ЛУКОЙЛом и правительством Югры, нефтяники из года в год поддерживают данный проект. Более того, именно руководство Компании в 2009-м стало его инициатором. Но в чём суть этого образования? Давайте разберёмся вместе.

Просмотров: 245
Философия IB в Когалыме
Философия IB в Когалыме
Территория заботы При поддержке нефтяников

Клич дал ЛУКОЙЛ

Если вам скажут, что за годы работы выпускниками Международного бакалавриата в Когалыме стали 19 человек, наверняка цифра покажется несерьёзной. Но для объективной оценки нужно кое-что уточнить. На сегодняшний день опыт работы школы №8 Когалыма не просто успешный, а единственный пример внедрения данной системы в учебных заведениях Западно-Сибирского региона и всей Тюменской области. А знаете ли вы, что только подготовительная работа педагогического коллектива и самой школы при колоссальном интенсиве шла на протяжении пяти лет? Ведь занятия у ребят-«айбишников» идут с использованием оксфордских учебников, которые написаны на английском языке. А это значит, что учитель должен не просто подготовиться к уроку, а полностью переформатироваться. Это было непростое для педагогического коллектива время, хотя опыт внедрения смелых образовательных проектов в школе уже был.

- В 2009 году я возглавила учреждение, - вспоминает директор школы №8 с углублённым изучением отдельных предметов Екатерина Викторовна Александрова. - Ранее школу возглавляла Ольга Валентиновна Мартынова, нестандартно мыслящий руководитель, постоянно ищущий чего-то нового. Именно по её инициативе была выстроена масштабная работа по сотрудничеству с Российской академией образования, разработана новая модель школы, открылись профильные классы в рамках программы «Элитарное образование России». Уже тогда в сознании учителей и детей происходил переворот.

Это был новый виток развития городской сферы образования, но именно благодаря этому импульсу в 2009 году восьмая школа оказалась готова откликнуться на призыв ПАО «ЛУКОЙЛ» поучаствовать в проекте Международного бакалавриата. Руководство Компании преследовало цель, чтобы в городах присутствия нефтяников были школы, дающие образование международного уровня, в которых также могли бы обучаться дети специалистов, приезжающих к нам на работу из-за рубежа. Коллектив школы под руководством молодого, грамотного и амбициозного руководителя Екатерины Александровой решил попробовать. В свою очередь, Ольга Мартынова уже в новой должности заместителя главы города Когалыма с первого дня курировала проект IB. И во многом благодаря ей он был успешно реализован. «Безусловно, внедрение международной программы, которая даёт право детям, закончившим её, поступать в мировые вузы без дополнительной подготовки, - это инициатива ЛУКОЙЛа и огромный вклад нефтяников в реализацию самого проекта, мало какая компания будет так серьёзно поддерживать образование, - говорит Ольга Валентиновна. - Первые несколько лет учителя обучались, ездили в Англию на языковые стажировки, очные семинары, в Когалым часто приезжали практикующие в системе IB педагоги, в частности из 45-й московской гимназии, с которой до сих пор восьмая школа работает в тесном тандеме. Ещё одним важным моментом стали высокие требования к материально-технической базе образовательного учреждения, и, конечно, тогда поддержка нефтяников была очень ценной, как, впрочем, и сегодня».

Престижное и эксклюзивное

В 2014 году школа первый раз прошла авторизацию. Приезжие эксперты проверяли каждый пункт необходимых стандартов. К тому времени педагоги, задействованные в проекте, получили сертификаты 1-го уровня, дающие право преподавания. В дебютный год для обучения по IB были набраны четыре ученика. Здесь, пожалуй, нужно чуть подробнее углубиться в суть Международного бакалавриата.

Основанная в 1968 году система на сегодняшний день работает с более чем четырьмя тысячами школ в 144 странах мира, обучая детей и подростков от трёх до 19 лет по четырём развивающим программам. На площадке 8-й школы Когалыма реализуется одна из них - DP IB (The IB Diploma Programme) для учащихся в возрасте от 16 до 19 лет. Это академически мотивирующее и сбалансированное образование, оканчивающееся выпускными экзаменами. Ребёнок может выбрать нужный ему для дальнейшего поступления предмет (предположим, готовится в медицинский - выбирает химию) или сразу несколько предметов, и по окончании обучения он получит соответствующие международные сертификаты. Если же выбранных предметов шесть и более - это уже претензия получить диплом Международного бакалавриата.

- Чтобы попасть в программу, есть определённые условия, - говорит Екатерина Александрова. - В первую очередь это, конечно, желание. Во-вторых, надо соотносить и свои возможности с желанием. Потому что идёт серьёзная нагрузка - две образовательные программы и отличное знание языка. И в-третьих, конечно, работоспособность!

Кто такой студент IB?

В основе всего - английский. А как иначе, если самые нужные тебе предметы преподают на нём? На английском ты читаешь учебники, пишешь работы и, конечно, сдаёшь независимые экзамены. Кстати, выпускные экзамены проводятся во всём мире в один день, в одно и то же время, работы проверяют эксперты из разных стран. Но вернёмся к процессу обучения.

Если ты студент IB, то у тебя индивидуальный учебный план. Ребята работают по своим часам, по своим дням, а занятия, как правило, индивидуальные. И это плюсом к основной программе, впрочем, если есть совпадения по предметам, то администрация школы идёт навстречу и засчитывает выбранную в IB дисциплину как основную.

По итогу обучения обязательна защита проекта по межпредметному курсу «Теория познания». Это несколько философское направление, где дети учатся критически мыслить, проводить глубокий анализ, аргументировать и смело предлагать свои варианты. Помимо того, есть ещё и социальные практики - в течение двух лет обучения студенты должны делать хорошие дела и анализировать их в своём дневнике: что дало это тебе? что тобой двигало?

По мнению координатора программы Светланы Эскаевой, уровень образованности и социализации этих детей существенно выше: «У них объём информации больше, они умеют выбрать главное, знают детали. В процессе работы мы увидели в студентах и такой важный компонент, как критическое мышление, которое сейчас пытаются внедрить в российское образование. Философия IB такова, что с раннего возраста дети должны научиться объективно мыслить, изучать факты, искать информацию и приходить к своему определённому мнению. Поэтому эти ребята - одни из самых успешных и лучших студентов в любом вузе».

Практика выпусков когалымских «айбишников» показала, что при выборе высшего учебного заведения в приоритете у ребят всё-таки Россия: МГИМО, РУДН, МГУ, Высшая школа экономики. Есть студенты Австрийского университета имени Зигмунда Фрейда, Пражского образовательного центра.

Алия Агадуллина была в числе первого выпуска IB в Когалыме, получив диплом в 2016 году. Сегодня она на четвёртом курсе Московского государственного института международных отношений МИД России. Девушка пишет дипломную работу на тему кибербезопасности, готовится к госэкзаменам (естественно, всё на английском!), а ещё выбирает вуз, где продолжит обучение в магистратуре. «Хочется получить международный опыт, поэтому планирую подать документы в Европу, - говорит Алия. - В будущем хотелось бы работать в сфере медиаструктур, интересуют и такие направления, как предпринимательство, бизнес, экономика. Понимаю, что на сегодняшний день все эти перспективы возможны благодаря достойной образовательной базе, фундамент которой был заложен ещё в старших классах».

В этом году по системе Международного бакалавриата в Когалыме обучаются шесть студентов. Ангелина Шемякина и Лев Лиманский в будущем собираются поступать в МГИМО на факультет международных отношений. Ребята идут на дипломы, а это значит, что они изучают не менее шести предметов на английском, и при этом оба - потенциальные медалисты. Они уверены, что такой подход к учёбе хоть и отнимает много сил и времени, зато расширяет горизонты.

Бакалавриат - в детский сад!

Подведём небольшой итог. В 2020-м выпускников IB станет на шесть больше. Педагоги уже начали планировать новый учебный год, а планы, нужно сказать, в восьмой грандиозные! С 1 сентября к программе Международного бакалавриата для 10-11 классов добавится ещё одно направление - pri IB, которое охватит 8-9 классы. До объявления пандемии COVID-19, в начале марта, в Когалыме прошёл обучающий семинар, в котором участвовали преподаватели московских школ. В его рамках состоялись беседы и мастер-классы с учениками, родителями и педагогами. Гости поделились опытом, были отработаны профессиональные нюансы.

Но есть и далекоидущие перспективы. Екатерина Александрова с большим интересом относится к теме охвата программой IB детей младшего школьного и дошкольного возраста: «Мне самой это интересно! Но прежде нужно очень хорошо вникнуть, изучить вопрос, а потом ещё и научить педагогов. Радует, что сейчас на это уйдёт гораздо меньше времени, потому что философия понятна, база при поддержке «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири» создана».

Елена Бойко Об авторе