Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
143,9 млн
тонн нефти
268,7 млрд
куб. м газа
№ 14 (604) 13 апреля, 2020

Сверхлёгкие крылья Арктики

По историческим меркам человек не так давно покорил космос. И передвигаться по небу на таком воздушном транспорте, как самолёт, люди научились всего лишь в начале прошлого века. Но какой огромный толчок это дало развитию человечества! Расстояния потеряли свою значимость, и люди принялись обживать территории, о которых раньше и помыслить не могли. Крайний Север, Арктика с их несметными природными богатствами стали вполне доступны. И огромную роль в этом сыграла малая авиация. Именно благодаря ей семимильными шагами начали развиваться Югра и ЯНАО.

Просмотров: 825
Сверхлёгкие крылья Арктики
Сверхлёгкие крылья Арктики
Сверхлёгкие крылья Арктики
Территория заботы При поддержке нефтяников

Что и говорить, даже сегодня на Ямале, в краю бескрайней тундры и многолетней мерзлоты, где расстояния между населёнными пунктами достигают сотни километров, а железнодорожная сеть и автомобильные коммуникации всё ещё слабо развиты, без воздушного транспорта никак нельзя. Особо важна для края лёгкая авиация. Ведь лишь малым всепогодным универсальным судам под силу пролетать тысячу восемьсот километров на одной заправке и приземляться там, где никогда не рискнёт сесть ни один большой авиалайнер.

Развитие такого вида транспорта в регионе взяла на себя Федерация лёгкой и сверхлёгкой авиации «Крылья Арктики». Инициативу энтузиастов поддержала компания ЛУКОЙЛ. Не только словом, но и делом. Вот уже восемь лет в рамках Соглашения о сотрудничестве между ПАО «ЛУКОЙЛ» и правительством ЯНАО осуществляется финансирование программ и проектов федерации. Так, при содействии нефтяников общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в Салехарде был возведён аэроклуб, два ангара для хранения и обслуживания авиатехники общей площадью около 650 квадратных метров, здание, в котором размещаются служебные помещения, офисные и учебные кабинеты, штурманская комната, контрольно-диспетчерский пункт и так далее. Но самое главное - приобретены воздушные суда. Каждое из них стоит недёшево. И разумеется, клубу энтузиастов самостоятельно их приобрести было просто нереально.

- Авиация должна жить и развиваться. И вот с 2011 года, практически с момента основания, поддержку нам оказывает ЛУКОЙЛ. Большая благодарность Компании за это, - говорит председатель правления Федерации лёгкой и сверхлёгкой авиации «Крылья Арктики» Степан Зинченко. - Благодаря партнёрским отношениям, выстроенным с ЛУКОЙЛом, сегодня у нас есть такой авиапарк и хорошая инфраструктура.

Обрести твёрдую почву под шасси самолётам помогла тоже компания ЛУКОЙЛ. При поддержке нефтяников была обустроена взлётно-посадочная полоса длиной 830 и шириной 50 метров, с которой принимаются воздушные суда взлётной массой до пяти тысяч семисот килограммов. Конечно, универсальные самолёты нужны именно для того, чтобы иметь возможность выполнять полёты с любой поверхности. И для этого тоже создаются условия. Для взлёта с воды их оснащают поплавками, при посадке на снег - лыжами. Даже суровые северные морозы полётам не помеха.

Сегодня без этих небольших воздушных судов трудно представить себе на Ямале и экспедиции на острова в Карском море, и противопожарное патрулирование, и борьбу с браконьерством. Пилоты здесь настоящие профи лётного дела. Среди них есть те, кто раньше осуществлял пассажирские перевозки, демонстрировал на состязаниях различного уровня фигуры высшего пилотажа и даже был военным лётчиком. К примеру, Пётр Ерпалов служил в Афганистане и поднимал в небо Ил-76, Ан-12, Л310. И безусловно, его опыт очень важен при обучении новичков. На сегодняшний день в штате федерации трудятся 17 человек, в том числе пилоты, авиатехники, инженеры, дельтапланеристы, механики и т.д.

Самолёты строят и адаптируют к условиям Крайнего Севера на самарском предприятии, с которым федерация сотрудничает уже много лет. Надо сказать, что их разработчики - частые гости на Ямале. И здесь, непосредственно в условиях, где новые модели будут эксплуатироваться, авиастроители совершенствуют свои детища, адаптируя их под Арктику.

В общей сложности в авиапарке Федерации лёгкой и сверхлёгкой авиации «Крылья Арктики» сегодня четыре самолёта, приобретённых при поддержке нефтяников. За каждым из этих красавцев закрепилось своё имя. К примеру, амфибии Л-42М зовут «Стерх», «Стерх-1» и «Синяя птица». Их на Ямале задействуют в патрулировании водных ресурсов и лесов округа сотрудники государственных надзорных органов. «Стерхи» рассчитаны на четыре места, их силовая установка состоит из двух поршневых австрийских двигателей Rotax 912ULS мощностью 100 лошадиных сил. Амфибии могут вылетать на дальность до 1800 км. По словам специалистов, эта модель уже показала устойчивость к погодным условиям Крайнего Севера, имеет возможность взлёта и посадки на воду, на неподготовленные грунтовые полосы, а также на заснеженные площадки с использованием лыж. Кстати, повышенного комфорта в салоне добились опытным путём. Для эксплуатации самолёта при -40°С усилены отопление и обдув стёкол.

В авиапарке федерации можно увидеть самые разные летательные аппараты. Среди них и тот, на котором восемь лет назад Президент России Владимир Путин летал во время научного эксперимента в рамках проекта «Полёт надежды» по спасению стерхов. Теперь этот аппарат здесь называют «борт номер один». Имеется и специальный двухместный сверхлёгкий высокоплан - «Аэропракт А-22СВ», большое остекление кабины которого открывает экипажу отличный обзор.

Стоит добавить, что за всё время существования малая авиация на Ямале хорошо себя зарекомендовала, сработав без аварий, и доказала свою востребованность. Лёгкие самолёты незаменимы в пожароопасный период, когда нужно следить за лесами. Или когда требуется срочно доставить в отдалённые уголки медикаменты или продукты. Кроме того, их используют при облёте пастбищ, в научных экспедициях.

Приоритетной задачей для себя «Крылья Арктики» определили содействие в развитии и популяризации авиации. Особое внимание - воспитанию подростков, которые желают связать с ней свою дальнейшую судьбу. Ведь именно эти молодые романтики в будущем станут конструкторами, пилотами и техниками. Двери федерации всегда открыты для тех, чьим девизом стали слова «Первым делом - самолёты». Для тех, кто влюблён в небо и стремится осуществить свою мечту…

Марина Райлян Об авторе