Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
220,1 млн
тонн нефти
417,9 млрд
куб. м газа
№ 14 (604) 13 апреля, 2020

В баке вашего автомобиля - лучшее топливо!

Это при условии, что вы заправлялись бензином или дизтопливом производства Когалымского мини-НПЗ. В этом убеждены все работники завода. Ведь каждый день они прикладывают все силы для того, чтобы наши автомобили «питались» хорошим бензином и дизелем, а самолёты заправлялись качественным реактивным топливом.

Просмотров: 1215
В баке вашего автомобиля - лучшее топливо!
В баке вашего автомобиля - лучшее топливо!
Производство Нефтепереработка

Далеко не каждое предприятие может похвастать тем, что осуществляет весь производственный цикл нефтяной отрасли на своей территории - от скважины до бензоколонки. «Когалымнефтегаз» обладает такой возможностью. Наряду с активной деятельностью по добыче углеводородного сырья, ТПП занимается переработкой нефти и производством нефтепродуктов. Здесь «чёрное золото» добывается, перерабатывается и реализуется. Значимым звеном в этом цикле, выпускающем продукт для потребителя, является нефтеперерабатывающий завод.

Когалымский НПЗ считается мини-производством. И в этой приставке «мини» много плюсов. В отличие от гигантских дорогостоящих производств по переработке нефти и газового конденсата у мини-НПЗ нет проблем с инфраструктурой, обслуживанием огромной территориальной зоны, дальней транспортировкой сырья и продукции. Мини-производство в большей степени автоматизировано и не требует большого штата сотрудников. Удобно и то, что бензин, дизельное топливо и авиакеросин могут производиться, по сути, прямо на месторождении и в то же время в непосредственной близости к потребителям нефтепродуктов.

Компания ЛУКОЙЛ приняла решение построить НПЗ малой мощности на территории Когалыма ещё в конце прошлого века - в 1992 году. В эксплуатацию его запустили в 1997-м. В архивах завода до сих пор бережно хранится документ, положивший начало переработке нефти в Западной Сибири. Практически с момента открытия завода - 22 года трудится здесь Алексей Куклин, ныне возглавляющий НПЗ.

- Наш завод уникален во всех отношениях, - рассказывает он. - И прежде всего потому, что построен и действует в северных условиях, а значит, оборудование здесь сделано по индивидуальному заказу, конкретно под наши климатические условия и под наши потребности. Это единственный завод малой мощности в России, где имеется подобный набор установок как первичной, так и вторичной переработки.

В качестве сырья для переработки завод использует нефть с месторождений ТПП «Когалымнефтегаз». Но с годами мини-НПЗ, как говорят в народе, вырос из своих штанишек, повысились требования к выпускаемой продукции, возникла необходимость в модернизации. Первый её этап проходил в 2005 году. Будучи на тот момент главным инженером завода, Алексей Николаевич принимал непосредственное участие в монтаже и пусконаладочных работах второго пускового комплекса гидроочистки и каталитического риформинга. Запуск его в эксплуатацию позволил выпускать автобензины «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95», дизельное топливо.

Очередной этап модернизации производственных процессов на заводе потребовался для повышения экологических показателей и выпуска продукции более высокого класса. На это в последние годы были нацелены усилия всех российских производителей бензина и дизельного топлива. Серию высокотехнологичных реконструкций и перевооружений провели и в 2016-м. В итоге площадь НПЗ выросла более чем на 5000 квадратных метров, установлено новое высокотехнологичное оборудование, отвечающее требованиям времени.

Сегодня Когалымский мини-НПЗ - это современный технологический комплекс, оснащённый автоматикой и выпускающий качественный продукт. Главный его козырь - упор на номенклатуру нефтепродуктов, пользующихся максимальным спросом. Мощность завода составляет 350 тыс. тонн в год. Под брендом «ЛУКОЙЛ» здесь выпускают целый ряд различных марок дизельного топлива: летнее, зимнее, арктическое, а также автомобильные бензины АИ-92-К5, АИ-95-К5, соответствующие требованиям класса 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011, и топливо для реактивных двигателей марки ТС-1.

- Вся выпускаемая заводом продукция - самого высокого класса, - заверил меня директор НПЗ Алексей Куклин. - Если вы заправляетесь на АЗС ЛУКОЙЛа в нашем регионе, можете не сомневаться: в вашем баке - лучшее топливо! Производство наше хоть и малотоннажное, но высокоэффективное. По качеству продукции мы можем поспорить со многими крупными нефтеперерабатывающими комплексами страны.

Завидное убеждение в качестве своей работы, согласитесь. И под ним - прочная база. Алексей Николаевич уверен как в оборудовании своего завода, так и в людях, которые управляют всеми технологическими процессами.

О том, как осуществляется переработка нефти в широкую гамму продуктов различного назначения, директор Когалымского НПЗ рассказывает с нескрываемой гордостью. Оно и понятно: всё, что есть на территории завода, практически с момента его основания проектировалось, монтировалось, запускалось с его участием. Он на заводе каждый винтик знает. И это не преувеличение.

Процесс превращения нефти в бензин, керосин и дизтопливо начинается с подготовки сырья. Сначала из него выводят воду, соль и другие примеси, снижающие качество продуктов переработки и влияющие на коррозию оборудования. Только затем оно поступает на первичную перегонку, осуществляемую на установках УПТН-2 и ЭЛОУ-АВТ. Жидкие углеводороды нефти имеют различную температуру кипения. На этом свойстве основана перегонка. Процесс разделения нефти на фракции проходит непосредственно в шести ректификационных колоннах. При нагреве из углеводородного сырья последовательно с ростом температуры выделяются различные фракции: прямогонный бензин (он выкипает в интервале температур 28-180°С), реактивное топливо (180-240°С) и дизельное топливо (240-350°С). Остатком является мазут.

Авиакеросин направляется в товарный парк, а бензиновые и дизельные фракции - на вторичную переработку, которая проходит на установке изомеризации и установке ГКР-126/33. Они представляют собой огромное количество металлоконструкций, соединённых трубопроводами самого разного назначения. Это технологически совершенная система многоступенчатой подготовки углеводородов, которая предполагает гидроочистку (очистка бензиновых и дизельных фракций от серы, азота), разделение на лёгкие, средние и тяжёлые фракции.

На всех этапах процесс преобразования углеводородного сырья в нефтепродукты, готовые к употреблению, контролируется в автоматизированном режиме из операторной завода. Сюда стекается информация о работе всего оборудования. Параметры каждого технологического процесса отражаются на мониторах. Оператор в любой момент может вмешаться в работу электроники и скорректировать давление, температуру и так далее, но в штатном режиме всё отлично функционирует и без участия человека.

Благодаря высокому уровню автоматизации численность персонала завода относительно небольшая - около 200 человек. Это немного, учитывая то, что обслуживать приходится очень большое хозяйство. Кроме слежения за мониторами, каждые два часа производятся обход и осмотр всего оборудования и трубопроводов (а их около 70 километров). И, само собой разумеется, действуют вспомогательные участки по обслуживанию технологического оборудования.

За многие годы работы все производственные процессы на заводе отлажены, как швейцарские часы. Каждый специалист на своём месте действует чётко и точно. По-другому и быть не может. Такое производство безопасным не назовёшь, и здесь нет права на ошибку.

Ветераны производства Сергей Ксенофонтов, Ильяс Хакимжанов, Марат Бакиев - настоящие профессионалы своего дела и служат для коллектива своеобразными маячками ответственного отношения к работе. На заводе они трудятся практически с момента основания и сегодня щедро делятся опытом и секретами мастерства с молодыми специалистами.

Бензин и дизельное топливо производства Когалымского НПЗ реализуются на АЗС общества «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», а топливо для реактивных двигателей используется для заправки авиационных судов когалымского и сургутского аэропортов (общество «ЛУКОЙЛ-АЭРО»). Часть продукции завода уходит на нужды цеховых подразделений ТПП «Когалымнефтегаз», а также направляется представителям коренных малочисленных народов Севера в рамках соглашений с главами территорий традиционного природопользования.

Стоит добавить, что продукция НПЗ неоднократно отмечалась наградами. Так, например, неэтилированные автомобильные бензины марки «Регуляр-92», «Премиум-95» и дизельное топливо были признаны лучшими товарами Югры.

Что касается перспектив, то уже в самом ближайшем будущем завод планирует приступить к выпуску арктического топлива. Сейчас инженеры проектируют новый блок депарафинизации дизельного топлива, который позволит улучшить его свойства и использовать даже при самой низкой температуре. ЛУКОЙЛ забуривается всё глубже и глубже в Арктику, и соответствующего климатическим параметрам топлива понадобится много. А Когалымский НПЗ всегда готов!

Марина Райлян Об авторе