Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
194,1 млн
тонн нефти
367,2 млрд
куб. м газа
№ 12 (602) 30 марта, 2020

Дважды орденоносная бригада

В строительстве участка железной дороги от станции Ульт-Ягун до станции Когалымской, положившего начало будущему городу, который в этом году отмечает 35-летие, участвовала 19-я отдельная железнодорожная орденов Кутузова и Трудового Красного Знамени бригада.

Просмотров: 760
Дважды орденоносная бригада
Сохраним историю К 35-летию Когалыма

Знать и помнить

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября 1975 года «за успехи по строительству железнодорожной линии Тюмень - Тобольск - Сургут, Тобольского и Сургутского речных портов...» управление «Тюменьстройпуть» Министерства транспортного строительства СССР и 19-я отдельная железнодорожная бригада Министерства обороны СССР награждены орденами Трудового Красного Знамени.

В ответ началось строительство новой железнодорожной линии: от Сургута к открытым в 1971-1974 годах Повховскому, Ватьёганскому, Тевлинско­Русскинскому, Северо-Кочевскому нефтяным месторождениям и к газовым промыслам Ямала.

Первыми по тропе инженера-изыскателя Евгения Алексеева к реперу с дощечкой на сосне «91-й км ст. Коголымская» (по названию озера Коголымлор) «промяли» зимник воины-железнодорожники. За рычагами ГТТ был заместитель командира 74-го отдельного механизированного железнодорожного батальона майор Александр Морозов. По его следу двигались машины с палатками и стройматериалами. На новое место дислокации прибыли ночью. Заглушив мотор, майор вышел из кабины, осмотрелся и сказал: «Добрались!» Солдаты стали жечь костры, натянули палатку. Надо было поесть, да хлеб мёрзлый - пришлось рубить его топором. А в день коммунистического субботника, 22 апреля 1976 года, был уложен первый километр рельсов от станции примыкания Ульт-Ягун в сторону Когалыма.

В те времена я проходил военную службу по призыву в 81-м отдельном путевом железнодорожном ордена Красной Звезды батальоне 19-й ОЖДБр. В единственном орденоносном подразделении батальонного звена в желдорвойсках, да, пожалуй, и Красной Армии (воинские части награждались орденами с полкового уровня и выше). 81-м желдорбатом командовал капитан Николай Кошман, будущий генерал-полковник, заместитель командующего желдорвойск и премьер-министр Чеченской Республики в 2000-2001 годах. В соседнем мостовом батальоне служил ефрейтор Степан Киричук, будущий мэр Тюмени, член Совета Федерации Федерального собрания РФ, а в настоящее время депутат Тюменской городской думы.

Тогда об участии железнодорожных войск в транспортном строительстве крайне скупо сообщалось в средствах массовой информации - больше о комсомольско-молодёжных отрядах. Хотя железную дорогу Ивдель - Обь к лесным ресурсам нашего края протянули в начале 60-х годов ХХ века бойцы 5-й отдельной железнодорожной Познанской Краснознамённой бригады. Даже в годы строительства Байкало-Амурской магистрали в газетах редко упоминалось об участии в этом проекте желдорвойск.

А на месте моего родного, но расформированного в 90-е годы 81-го желдорбата находится региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост», обладатель гранта конкурса социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» в 2018 году. Воспитанники «Аванпоста» из Тюмени, Югры и Ямала мечтают служить в Воздушно-десантных войсках и спецназе. Служба в этих частях считается молодёжью престижной. Но и без желдорвойск, как свидетельствует история, нашему государству не обойтись. Ни в военное время, ни в мирное.

Александр ПЕТРУШИН, заместитель директора по связям с общественностью представительства ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в г.Тюмени, кандидат исторических наук.

Елена Автономова Об авторе