Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
162,9 млн
тонн нефти
308,5 млрд
куб. м газа
№ 11 (601) 23 марта, 2020

Дважды орденоносная бригада

В строительстве участка железной дороги от станции Ульт-Ягун до станции Когалымской, положившего начало будущему городу, который в этом году отмечает 35-летие, участвовала 19-я отдельная железнодорожная орденов Кутузова и Трудового Красного Знамени бригада.

Просмотров: 1040
Дважды орденоносная бригада
Сохраним историю К 35-летию Когалыма

Передислокация

Боевого ордена Кутузова II степени это соединение удостоено осенью 1943 года за наведение под огнём противника за 13 суток (!) железнодорожного моста через Днепр. Войскам США для сооружения подобного моста через реку Рейн во Франции в марте 1945 года потребовалось около месяца.

В соответствии с распоряжением Совета Министров №2349 от 8 декабря 1965 года «О строительстве железнодорожной линии Тюмень - Тобольск - район Сургута» 19-я отдельная железнодорожная бригада одновременно с управлением «Абаканстройпуть» была передислоцирована из Хакасии в Тюменскую область. Здесь предприятие переименовали в «Тюменьстройпуть». Руководил им Герой Социалистического Труда Дмитрий Коротчаев. «Золотую Звезду» он получил за досрочное завершение строительства железной дороги Абакан - Тайшет.

Воинами-железнодорожниками командовал полковник Иван Матвейков. Участник обороны Сталинграда, командир плотнично-мостового взвода 111-го восстановительного железнодорожного батальона лейтенант Матвейков был награждён в июне 1943 года медалью «За боевые заслуги». «За организацию и личное участие в установке при бомбёжке металлической опоры на мосту 1024 км Северо-Донецкой железной дороги...» - такова формулировка наградного листа. Войну капитан Матвейков закончил в техразведке желдорвойск 4-го Украинского фронта. Уже, казалось бы, в мирное время отличился при обнаружении и разминировании фугасов, закладываемых в полотно украинскими националистами-бандеровцами.

Железнодорожные войска занимались во время Великой Отечественной войны восстановлением разрушенных немецко-фашистскими оккупантами транспортных коммуникаций на фронте и прифронтовой полосы. Железные дороги, морские и речные порты, аэродромы... Не случайно на эмблеме желдорвойск - скрещенные путевой молоток, разводной ключ, крылья и якорь. Так родилась солдатская шутка: «Стучу, верчу, взлететь хочу, да якорь не пускает».

Содружество «Абаканстройпути» и 19-й ОЖДБр стало первым опытом совместного использования в транспортном строительстве подрядных гражданских организаций и специализированных воинских частей. До этого все железные дороги в Советском Союзе строили заключённые Главного управления лагерей железнодорожного строительства НКВД-МВД СССР. Достаточно назвать строительство довоенного БАМа, Северо-Печорской железной дороги (Котлас ­ Воркута) и послевоенной трансполярной железнодорожной магистрали на Крайнем Севере (501-я и 503-я стройки ГУЛЖДС МВД СССР).

Знать и помнить

При строительстве железной дороги Тюмень - Тобольск - Сургут путевые, мостовые и механизированные батальоны 19-й ОЖДБр вступили с марша в рубку просек, отсыпку и балластировку пути, возведение мостовых переходов через ручьи и протоки. 29 марта 1967 года на станцию Тобольск по трассе, проложенной совместным трудом строителей «Тюменьстройпути» и воинов-железнодорожников, прибыл первый рабочий поезд. В постоянную эксплуатацию этот участок протяжённостью 222 км был введён в 1972 году. Ещё через три года железнодорожный состав проследовал по двухкилометровому мосту через Обь до станции Сургут.

Александр ПЕТРУШИН, заместитель директора по связям с общественностью представительства ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в г.Тюмени, кандидат исторических наук.

Елена Автономова Об авторе