Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
170,6 млн
тонн нефти
334,5 млрд
куб. м газа
№ 12 (500) 26 марта, 2018

Обязательства не остаются на бумаге

13 марта губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова и президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов скрепили подписями документ, где прописаны объекты и проекты, которые будут совместно реализовывать правительство Югры и Компания в 2018 году. После церемонии подписания дополнительного соглашения они ответили на вопросы журналистов, касающиеся самых разных аспектов развития региона и ЛУКОЙЛа: при каких условиях нефтяным компаниям станет выгодно работать с трудноизвлекаемыми запасами, каковы дальнейшие перспективы производства собственного нефтяного оборудования, каким видится развитие туризма в Югре и т.д.

Просмотров: 2195
Обязательства не остаются на бумаге
Интервью Пресс-конференция

-  Наталья Владимировна, как вы оцениваете сегодня партнёрские отношения с нефтяной компанией ЛУКОЙЛ и насколько они важны для Югры?

Н.КОМАРОВА: - Наше сотрудничество длится не один год. И это тот самый, не такой уж и распространённый случай, когда обязательства, которые стороны принимают на себя, не остаются на бумаге, - они всегда воплощаются в жизнь. В тех объёмах, в каких договорились, и в те сроки, по которым условились. И это самое ценное в отношениях: взял слово - выполнил обещание. Что касается ЛУКОЙЛа, то это всегда нужные проекты, яркие и нестандартные подходы к выполнению обязательств, предусмотренных соглашениями. У округа при поддержке Компании появляются дополнительные спортивные объекты, учреждения культуры, образования, инфраструктурные объекты. Правительство Югры со своей стороны обязуется создавать условия, благоприятные для развития бизнеса и проживания людей, задействованных на предприятиях ЛУКОЙЛа. Кроме того, мы сопровождаем работу Компании за счёт создания специальных налоговых режимов или внедрения механизма дружественных, административных процедур, которые позволяют оперативно получать различные разрешения, допуски, чтобы нефтяники могли эффективно осуществлять производственную деятельность. Принятые обязательства усиливают возможности каждой отдельной стороны в выполнении своих компетенций.

- Вагит Юсуфович, ЛУКОЙЛ в рамках Соглашения о сотрудничестве развивает инфраструктуру не только своих базовых городов, но и других муниципалитетов Югры. Каков механизм распределения средств?

В.АЛЕКПЕРОВ: - Дополнение к соглашению, которое подписано, регламентирует финансовую поддержку не только тех территорий, в которых компания ЛУКОЙЛ является базовой, но и других. Это и Кондинский, Октябрьский, Белоярский районы. Компания также поддерживает окружные мероприятия и программы по развитию физической культуры, детско-юношеского спорта, патриотическому воспитанию молодого поколения и реализацию крупномасштабных культурных проектов. Мы рады тому, что институт соглашений функционирует. Таким образом узнаём о потребностях населения Югры, и это даёт возможность ориентироваться на те стратегические цели, которые ставит руководство региона, и учитывать пожелания населения. В соглашение включаются объекты и проекты, помощь в реализации которых необходима в первую очередь.

- Вагит Юсуфович, Минприроды России разработало способ стимулировать освоение ТРИЗов - тестовые полигоны. Интересен ли такой формат работы для ЛУКОЙЛа?

В.АЛЕКПЕРОВ: - Да. В Компании созданы и отдельные направления, и проекты, где сгруппированы специалисты высочайшего уровня для работы с трудноизвлекаемыми запасами. Бюджет на эти цели предусмотрен на ближайшие три года. Это серьёзные суммы. Будут буриться опорные скважины, проводиться комплексные исследования. По расчётам, работа, которую мы начали с ТРИЗами, даст свои результаты в ближайшие 5-7 лет. Это наш будущий потенциал. Сегодня подбираются технологии, и я уверен, что это будет эффективный проект.

- В 2017 году в Югре удалось стабилизировать добычу нефти. Тем не менее эксперты продолжают говорить о том, что необходимо срочно приступать к разработке трудноизвлекаемых запасов. Наталья Владимировна, не так давно вы выступили в Совете Федерации с предложением поддержать разработку запасов баженовской свиты в Западной Сибири. Положительное решение этого вопроса действительно позволит региону сохранить позиции по добыче? Какие стимулирующие механизмы необходимо разработать Правительству РФ, чтобы нефтяным компаниям стало выгодно работать с ТРИЗами?

Н.КОМАРОВА: - Это скорее комплимент, что удалось стабилизировать добычу. Мы все ещё работаем над этим. Но соглашусь с вами: ранее принятые решения повлияли на то, что темпы падения объёмов добычи нефти в регионе сократились. Если в 2017-м прогнозировалось, что предприятия добудут 231 млн тонн, то фактически получилось 235. Правда, это ниже, чем в 2016 году. Второе: трудноизвлекаемые запасы - это действи тельно вторая жизнь для Западной Сибири, для нефтегазовой отрасли, для экономики Российской Федерации. Выход на эти запасы требует колоссальных усилий, абсолютно новых решений, объединения большого количества потенциалов в различных направлениях: наука, исследования, производство нового оборудования. Именно проекты, которые нацелены на то, чтобы консолидировать все эти направления, создать общую площадку, и являются теми способами, механизмами, которые позволят на коммерческой основе экономически обоснованно осуществлять извлечение трудных запасов. Проекту, который разрабатывает «Газпром нефть», Правительством Российской Федерации присвоен статус национального. Он уже наделён решениями, в том числе регионального уровня, о специальном налоговом режиме, и предварительно, по расчётам экспертов, к 2030 году даст возможность обеспечить добычу 15 млн тонн нефти. Эффект для бюджета до 2025 года - около 27 млрд рублей. Эти две цифры, на мой взгляд, отвечают на ваш вопрос, насколько целесообразно заниматься такого рода проектами. Это то, что нам нужно, то, в чём заинтересованы и компании, и Югра, и экономика РФ. Подчеркну, это действительно важно.

- Вентильные двигатели когалымского завода «ЛУКОЙЛ ЭПУ Сервис» сегодня востребованы не только в России, их поставляют даже на Кубу. Вагит Юсуфович, как вы оцениваете дальнейшие перспективы развития этого производства?

В.АЛЕКПЕРОВ: - Мы сейчас увеличиваем объём выпуска данных двигателей и уже получили лицензию на собственную разработку насосов к ним. Компания теперь будет производить комплексную продукцию - не только двигатели, но и насосы, станции управления. Над этим сейчас работают наши специалисты, подготавливаются площади. То есть здесь, в Когалыме, будет налажено производство машиностроительной продукции, которая востребована на российском и международном рынках. Во всяком случае, в тех проектах, которые ЛУКОЙЛ будет реализовывать за рубежом, планируется рекомендовать использовать именно эти двигатели, которые энергетически экономичны, имеют большой жизненный цикл и просты в управлении.

- Город Когалым стремительно развивается. Здесь реализуются масштабные проекты, которые не имеют аналогов в Югре. Будет ли развиваться туризм в Когалыме?

Н.КОМАРОВА: - Туристическая отрасль динамично развивается в целом по региону, и мы серьёзно заинтересованы в этом. Несколько цифр: больше 540 тысяч туристов приняла Югра в прошлом году. Когда мы начинали проект, касающийся развития туризма, было около 200 тысяч. Это заметный рост и это новые рабочие места, занятость (причём специалистов с очень интересными компетенциями), это доходы, инвестиционные мероприятия, поскольку большое количество туристов приезжает к нам из-за событий. Цифра, которую я назвала, позволила нам закрепиться в «Золотой лиге» среди 85 субъектов Российской Федерации по событийному туризму и войти в топ-15 по этнотуризму. Так оценивают наши с вами успехи независимые рейтинговые агентства. Если говорить о Когалыме, то здесь может быть сформирован центр туристических маршрутов. Очень интересных и включающих в себя самые разные направления. Есть возможность посетить океанариум, входящий в топ-10, в перспективе - побывать в филиале Государственного академического Малого театра (очень редкое событие для регионов, а для малого города тем более). Здесь формируется спортивный центр по очень привлекательным видам спорта: шорт-треку, теннису, кёрлингу - всё очень современно и актуально. Плюс ко всему здесь есть интересная работа (для молодых людей прежде всего). Всё это вместе даёт возможность городу, стоящему на железной и автомобильной дорогах, имеющему аэропорт, перевести имеющийся потенциал в ресурсы и дать развитие туристическому направлению предпринимательской деятельности. 

Марина Райлян Об авторе