Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
194,1 млн
тонн нефти
367,2 млрд
куб. м газа
№ 1 (591) 13 января, 2020

Будущее уже наступило!

Мы все спешим за чудесами, и сколько бы нам ни было лет и какого бы мы ни были статуса, утром после празднования Нового года мчимся распаковывать подарки, заботливо доставленные под ёлочку Дедушкой Морозом. У западносибирских лукойловцев случилась та же история. Правда, накануне Нового года: «Ямалнефтегаз» приступил к опытно-промышленной эксплуатации Южно-Мессояхского газоконденсатного месторождения. Газовики распечатали запасы Мессояхи и теперь оценивают содержимое «новогодней коробки». На данный момент введена в действие одна многозабойная скважина. Её суточный дебит - 330 тыс. кубометров природного газа и 30 тонн конденсата. Ожидается, что опытно-промышленная эксплуатация месторождения уточнит как геологическое строение, так и продуктивность пластов. Согласно утверждённому проектному документу по результатам ОПЭ будет принято решение о полном развитии газоконденсатного месторождения.

Просмотров: 1900
Будущее уже наступило!
Будущее уже наступило!
Производство За полярным кругом

Мессояха - необычное слово, переводится с ненецкого как прямая речка. Территорию, которую пересекает речушка с таким названием, коренные жители так и стали называть. Это потом выяснилось, что под ней залегают несметные сокровища «голубого золота». Когда геологоразведчики их обнаружили, то группу месторождений, расположенных в Большехетской впадине Гыданского полуострова, объединили общим названием Мессояхская. Её южную часть разрабатывает ЛУКОЙЛ.

Что касается истории открытия, то она не такая простая. Больше тридцати лет подступались к этому месторождению недропользователи. Открыто оно было ещё в далёком 1987 году, и по запасам углеводородов геологи сразу отнесли его к категории крупных. Возникает резонный вопрос: раз перспективность не вызывала сомнений, то почему к его разработке приступили только сейчас? Дело в том, что так далеко на Север, в Арктику, в те годы газовики и нефтяники просто не заходили. Да что там! Об этом и помыслить нельзя было. Проблема заключалась и в отсутствии технологий, необходимых для эффективной разработки залежей сложного геологического строения, и в отсутствии соответствующей инфраструктуры, ведь в арктической тундре не было ни дорог, ни трубопроводов.

Строительство транспортных коммуникаций с нуля - дело невероятно дорогое, поэтому в далёких 80-х прошлого века ограничились разведкой. Разработку арктических богатств отложили на будущее. И вот то самое будущее наступило. Фундаментом для него стало введение ЛУКОЙЛом в промышленную разработку Находкинского и Пякяхинского месторождений. Суточные показатели - 24 млн. 500 тыс. кубометров газа и 4,5 тыс. тонн жидких углеводородов. Крупнейшее газовое месторождение Компании - Находкинское - введено в эксплуатацию в 2005 году. Пякяхинское нефтегазоконденсатное введено в промышленную эксплуатацию по нефтяной программе в 2016 году, в 2017-м - по газовой. Несмотря на то что эти промыслы находятся в самом сердце заполярной тундры, они отличаются развитой производственной и социальной инфраструктурой, оснащены современным оборудованием.

Южно-Мессояхский газоконденсатный промысел расположен между Находкинским и Пякяхинским и географически - в ряду самых северных материковых месторождений России. Его начальные извлекаемые запасы оцениваются в 112,5 млрд. кубометров природного газа и 10,3 млн. тонн конденсата. Чтобы достать их из-под вечной арктической мерзлоты, прежде всего необходимо было создать среди тундры и болот мощную производственную базу, которая обеспечит максимально продуктивную работу всего промысла. Причём в короткие сроки. За год многое уже сделано. Для организации сбора, подготовки и транспорта углеводородного сырья построены и введены в эксплуатацию: установка подготовки товарного газа с проектной мощностью 600 тыс. кубометров природного газа в сутки и 90 тонн конденсата в сутки, газопоршневая электростанция, газопровод подключения к газотранспортной системе с месторождений Большехетской впадины протяжённостью 7 километров, газосборные сети, метанолопроводы и другие объекты производственной и социальной инфраструктуры. Для проживания и питания буровиков и строителей оборудованы жилые вагоны-городки со всеми необходимыми вспомогательными помещениями. Для служб эксплуатации, пусконаладочного персонала и служб заказчика-застройщика построен и введён в эксплуатацию временный вахтовый жилой комплекс со столовой.

Ямальский сапсан - это не высокоскоростной электропоезд, аналогичный составу, за три часа доставляющему москвичей в Санкт-Петербург, а редкая разновидность сокола, обитающего в заполярном Гыдане, в районе Мессояхского месторождения. С самой быстрой птицей в мире здесь небесные просторы делят орлан-белохвост, малый лебедь, беркут, кречет, серый сорокопут, турпан, дупель, белая сова и другие краснокнижные пернатые. Местность, где расположен газоконденсатный промысел, - особый биом с обитанием не только редких птиц, но и животных. Редких, поскольку на этой суровой земле природа очень уязвима и выживать в ней довольно сложно. Любые вмешательства в этот цикл человеком могут повлиять на экобаланс.

Удалённость газоконденсатного промысла позволяет в полной мере оценить разнообразие природы Ямала. Если в районе Нового Уренгоя вы увидите хоть невысокие, но деревья, то в Тазовском они встречаются значительно реже. Чем севернее, тем больше воды и меньше растительности вокруг. И тем медленней она восстанавливается. Главная задача недропользователей - не навредить хрупкой арктической природе. Поэтому к обустройству месторождения подходят с большой осторожностью. Минимизировать техногенное воздействие на тундру сейчас, на начальном этапе, разработчикам помогают ресурсосберегающие технологии. И при бурении, и при строительстве. Даже передвигаются по тундре работники промысла, как они говорят, «на цыпочках», с помощью внедорожников «Трэкол». Расшифровывается название как транспорт экологический. Природосберегающий он по той причине, что, несмотря на большие размеры, вреда тундровой растительности не наносит, поскольку давление в шинах его огромных колёс составляет всего 0,1 кПа.

И к строительству объектов здесь особый, арктический подход. Чтобы грунты вечной мерзлоты не растеплялись, все объекты строятся на сваях с системами термостабилизации. Подобные технологии используются в том числе и при строительстве газопроводов. Все они устанавливаются на опорах. Заблаговременно также продумывается, чтобы их сеть не пересекала священные для коренных жителей места и оленьи пастбища. Состояние воздуха, воды, почвы, флоры и фауны контролируется постоянно.

Несмотря на трескучие арктические морозы, на газопромысле сейчас жаркая пора: продолжается строительство инфраструктурных объектов, ведётся бурение. На кустовой площадке №7, помимо введённой в опытно-промышленную эксплуатацию многозабойной скважины 318Д, сейчас готовится к сдаче вторая - 424Г. Её забой - более 4800 метров. Сейчас скважина проходит стадию освоения, что в переводе с геологического означает очистку от всех примесей, поглощённых пластом во время бурения. В первом квартале на ней планируется провести поинтервальный гидроразрыв пласта. Ждёт своего флота для проведения многостадийного ГРП и пробуренная скважина 417Г. На ней тоже идёт финальная подготовка к запуску.

Сейчас бурится скважина 421. На данный момент проходка составила свыше 1000 метров, а проектная - 4300 метров. При проводке скважин используется опыт бурения на Пякяхинском месторождении. Процесс сопровождается обязательными геофизическими исследованиями для осуществления контроля за состоянием скважин на всех этапах их строительства и ввода в эксплуатацию.

На двух из четырёх скважин седьмого куста будет вестись одновременно-раздельная эксплуатация. По словам специалистов, это перспективный инструмент для разработки сложных многопластовых залежей. Метод уже был апробирован на Пякяхинском месторождении по технологии «труба в трубе», и, как показала практика, одновременная выработка запасов нескольких пластов в одной скважине существенно улучшает технико-экономические показатели проекта. Внедрение ОРЭ - трудоёмкий процесс как при установке компоновки, так и при эксплуатации, но при этом значительно снижаются затраты на бурение, обустройство кустовых площадок, скважин, системы сбора продукции. К примеру, на скважине 424Г планируется задействовать сразу пять пластов.

Для того чтобы специалисты были обеспечены работой, необходимы соответствующие материалы и оборудование. Летом грузы можно было доставлять только вертолётом из Нового Уренгоя, посёлков Тазовский и Газ-Сале, что очень затратно. Так что основные поставки для бурения и строительства осуществляются сейчас, когда проложен зимник от месторождения до ближайшего населённого пункта - посёлка Газ-Сале (120 км). Оттуда уже есть сеть капитальных автодорог с круглогодичной эксплуатацией. Ежедневно на промысел тянутся караваны тяжеловесного транспорта, нагруженные сотнями тонн материалов и оборудования. Планы на Мессояху у «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири» большие, и многое зависит от результатов опытно-промышленной эксплуатации, к которой уже приступили.

Марина Райлян Об авторе