Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
193,1 млн
тонн нефти
378,4 млрд
куб. м газа
№ 10 (498) 12 марта, 2018

Модернизация Урайского НПЗ - полным ходом!

В мае следующего года в Урае будет отмечаться знаменательный юбилей - 55-летие со дня отправки от причала Сухой Бор на реке Конде первого танкера с 593 тоннами товарной нефти, добытой на Шаимском месторождении, на Омский нефтеперерабатывающий завод. Так страна получила первую западносибирскую нефть. Сегодня на этом месте создан исторический комплекс «Сухой бор», где есть памятная стела. Кстати, в неё заложена капсула с посланием к потомкам, вскрыть которую предполагается в 2064 году - в год 100-летия шаимской нефти.

Просмотров: 6695
Модернизация Урайского НПЗ - полным ходом!
Производство Нефтепереработка

Сегодня отправлять нефть из Урайского региона в Омскую область нет необходимости: в ТПП «Урайнефтегаз» больше двух десятилетий действует собственный НПЗ. Построен он был ЛУКОЙЛом в нелёгкий для экономики страны период - в 1995-м, мощностью 100 тыс тонн в год. Тогда же введена в эксплуатацию установка атмосферной перегонки нефти и получена первая продукция зимнего и летнего дизельного топлива. В 1996-м введена в эксплуатацию кислородазотдобывающая станция, годом позже - установка каталитического риформинга.

Нефтеперерабатывающая отрасль не стоит на месте, и в десятых годах века нынешнего Компанией была разработана программа по модернизации НПЗ. Её реализация началась в  2011 году - провели ревизию оборудования, опрессовку. Тогда же был загружен новый катализатор установки риформинга и заменён катализатор гидроочистки.

Модернизация Урайского НПЗ - полным ходом!Технология превращения сырой нефти в качественное топливо довольно сложная. Углеводородное сырьё, поступающее из цеха подготовки и перекачки нефти, подогревается в специальных печах до 310 градусов и направляется в основную колонную атмосферной перегонки нефти, где происходит разделение нефти на две фракции - дизельную и бензиновую. Во время этого сложного с технической точки зрения процесса получают лёгкий прямогонный бензин (сырьё для приготовления товарного продукта), тяжёлый прямогонный бензин (сырьё для каталитического риформинга) и фракцию дизельного топлива.

«Сердцем» установки каталитического риформинга является реакторный блок, в котором и находится катализатор. Здесь при повышенном давлении водорода и высокой температуре в 450-500 градусов происходит процесс превращения нефти в риформат (сырьё для приготовления товарного бензина).

В 2015 году на Урайском НПЗ начался новый виток технического перевооружения для приведения производственного цикла в соответствие с Правилами технической безопасности. Модернизация завода ведётся планомерно и продолжается по сей день. В феврале 2018 года начались пусконаладочные работы и подготовка к запуску в эксплуатацию нового компрессора - одного из главных объектов установки каталитического риформинга VR-650, который перекачивает водород, необходимый для производственного цикла.

Модернизация Урайского НПЗ - полным ходом!Таких компрессоров на НПЗ работало два, третий понадобился, чтобы повысить уровень надёжности, безопасности и бесперебойности технологического процесса. По заказу западносибирских нефтяников его изготовили в Китае. Агрегат и комплектующие в блочном исполнении доставили в Урай, и уже здесь, на месте, проводилась сборка. Шеф-монтаж оборудования производился специалистами завода-изготовителя, они же будут курировать и пусконаладочные работы.

- Это водородный поршневой компрессор производительностью 3300 стандартных кубометров в час. Давление - 1,43 мегапаскаль, мощность двигателя - 45 киловатт, - рассказал инженер Чень Десин. - Он прост в обслуживании, и у него хорошая эффективность. Согласно проекту срок работы компрессора - более двадцати лет.

Представители китайского завода пробыли в Урае две недели, за это время полностью перебрали компрессор, очистили от консервационной смазки, проверили  все допустимые зазоры, провели необходимую корректировку, а после этого - опрессовку. На сегодняшний день компрессорная часть блокбокса готова к запуску, но пусконаладка продолжается.

Главная особенность нового агрегата - на его двигателе используется ременная передача, а не муфтовая, как на двух уже действующих агрегатах, что позволяет исключить приобретение дополнительного дорогостоящего и сложного в обслуживании оборудования. Это было главным условием заказчика - общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

Модернизация Урайского НПЗ - полным ходом!

- Данный компрессор будет резервным, - сообщил старший механик НПЗ Хамит Ахунов. - Если, например, один из действующих агрегатов нужно поставить на техническое обслуживание или ремонт, то новый компрессор будет обеспечивать бесперебойность технологического процесса.

Елена Автономова Об авторе