Цифра недели:
Добыли с начала года в Югре и ЯНАО
170,6 млн
тонн нефти
334,5 млрд
куб. м газа
№ 29 (568) 05 августа, 2019

Трасса мужества

55 лет назад, лето 1964-го, началось строительство нефтепровода Шаим-Тюмень. В народе его называли трассой мужества. Именно эта магистраль положила начало созданию разветвлённой системы нефтепроводов Западно-Сибирского региона.

Просмотров: 240
Трасса мужества
Трасса мужества
Сохраним историю Как это было?

Первая промышленная нефть в Тюменской области была добыта в 1960 году на берегу реки Конда близ Урая. Вскоре после этого был создан укрупнённый нефтепромысел «Шаимнефть». Освоение месторождений было сопряжено со множеством проблем, наиболее острая из которых - проблема транспортировки добытого сырья.

В связи с этим летом 1964 года началось строительство первого магистрального нефтепровода Шаим-Тюмень диаметром трубы 520 мм, протяжённостью 410 км и производительностью 7,2 млн тонн в год. О героических буднях этой стройки мы узнаём сегодня из старых газет и, конечно же, из рассказов первопроходцев - тех, кто своими руками создавал энергетическую мощь государства.

Таёжный первенец

Первоначально нефтепровод хотели проложить в сторону строящейся лесовозной дороги Тавда-Сотник. Но потом посчитали более эффективным выйти сразу на Транссибирскую магистраль. 410 километров от Сухого бора до Тюмени за три строительных сезона - два летних и один зимний.

3 июля 1964 года пленум обкома партии отмечал, что строительно-монтажные и специализированные организации в Урае созданы, на место перебазированы участки из других областей и что для этой трассы уже прибыло в Тюмень более 5000 тонн труб. Первый заместитель председателя Газпрома СССР Юлий Боксерман заверил, что его ведомство (позже оно станет называться Миннефтегазстрой) принимает «конкретные меры по обеспечению окончания строительства и ввода в эксплуатацию нефтепровода Шаим-Тюмень в третьем квартале 1965 года». Учитывая всё это, пленум обязал «объединение Тюменьнефтегаз… подготовить добычу нефти на Шаимской группе месторождений в объёме двух миллионов тонн в год к началу 1966 года».

Тем временем речники словно бросали вызов строителям трассы. Уже 11 июля, через полтора месяца после начала первой нефтяной навигации, Шаим рапортовал о выполнении годового (!) плана по отгрузке «чёрного золота» на Омский НПЗ. Этот рапорт как будто ускорил события. Ровно через неделю, 18 июля, у деревни Ембаево Тюменского района экскаваторщик Николай Князев вынул первый ковш грунта. Начался беспримерный в здешних местах бросок техники на Север. Кстати, транспортную проблему решали два вида: тяжёлые вертолёты Ми-6 и артиллерийские тягачи средние (АТС).

Программа 500 дней

Полтысячи суток - именно за столько времени требовалось протянуть нефтепровод Шаим-Тюмень. Год 1964-й вошёл в летопись Западной Сибири целым рядом громких событий. Одно из них - создание самой структуры нефтяной промышленности в Тюменской области. А тем временем на четырёхстах километрах между Тюменью и Шаимом потихоньку рубили просеку. Экскаваторы, утопая в болоте, копали траншею. Потом пришла пора топтать зимник, доставлять трубы.

В августе 1964-го на трассе полным ходом шёл завоз материалов и техники, а к концу года здесь уже были сконцентрированы немалые технические и людские ресурсы. К весне 1965-го участок от Тюмени до Лаута протяжённостью 264 км был уже сварен в нитку, а летом прошёл гидравлические испытания. Почти на два месяца задержал работы небывалый весенний разлив рек. По этой же причине затормозилось строительство переходов через реки Евра, Вона, Конда и Леушинка. Но подводники и землеройщики сумели преодолеть все препятствия, закончили всё почти одновременно со сварщиками.

На пределе сил работали и инженеры. Но, как рассказывал потом начальник участка треста «Татнефтепроводстрой» Владимир Рейдер, эта стройка оказалась невероятно интересной: «Чуть не каждый километр требовал особого решения, отказа от шаблонов. Например, при переходе через Тарманские болота траншея после копки сразу заплывала, трубу невозможно было укладывать. Тогда придумали вот что: сваривали плеть, делали изоляцию и только после этого рыли траншею. Трубу немедленно в неё укладывали, и вода уже была не страшна».

Жили первопроходцы в передвижных строительных городках, большую часть года вагончики по самые окна были зарыты в пушистые сугробы. Среди лесов и болот таких «поселений» выросло больше 250. Были у них и свои названия: Карабашка, Лаут, Лева… В каждом - столовая, магазин, медпункт. Здесь, как и на «большой земле», рождались дети, справлялись свадьбы и дни рождения.

Первым делом - вертолёты...

23 октября 1965 года. Урай, четыре месяца назад ставший городом, напоминает разворошенный муравейник. Тяжёлая техника грохочет прямо под окнами деревянных двухэтажных домов. Жидкая грязь на дороге едва успевает смерзаться в комки, как её тут же месят и дробят стальные гусеницы военных тягачей - основной теперь здешний транспорт. Тягач проходит, каша из грязи и снега тотчас на морозе приобретает вид тверди. Но эта твёрдость обманчива - встанешь и провалишься.

В нашей стране ещё не было опыта решения такой технической задачи в таких условиях - тайга, болота, поздние вёсны и ранние зимы. Вот и эта зима 1965-1966 годов едва не подставила ножку строителям. Мороз прихватил у посёлка Половинка, что недалеко от деревни Сатыга, баржу с трубами. Она замёрзла в реке, и до крепкого льда никак не доставить трубы в точку под названием Запор, где был участок поворотной сварки. Сейчас уже и не вспомнить, кому пришла в голову эта мысль - перебросить стальные трубы по воздуху. Тяжёлый Ми-6 зависал прямо над баржой, стропальщик цеплял трубу крючьями, и она взмывала в воздух. А в Запоре её уже ждал участок поворотной сварки мастера Валентины Беляевой.

После этого эксперимента плети, сваренные из трёх труб, стали вертолётом доставлять прямо на трассу. Сначала по одной плети, а потом и по две. Первый такой полёт совершил экипаж вертолётчиков Владимира Семеняка.

Принимай, Родина!

«Сегодня шаимская нефть, покрыв четырёхсоткилометровый путь, появилась в Тюмени. Первые тонны «чёрного золота» влились в резервуары наливной станции. Нефтепровод Шаим-Тюмень вступил в строй», - писала газета «Тюменская правда». Новость моментально облетела страну, стала главной в центральных газетах, на радио и телевидении. Героями статей и репортажей были строители первой сибирской магистрали.

На площадке у нефтеналивной станции собрался тогда почти весь город. «Горячий привет строителям нефтепровода!», «Добро пожаловать, шаимская нефть!», «Принимай, Родина, тюменскую нефть!» - ликовали транспаранты, а рядом сверкали серебром новенькие резервуары. Открыл митинг председатель Тюменского горкома партии Юрий Меркулов, а потом зазвучал гимн Советского Союза, упало белое покрывало, и все, кто собрался тогда на площади, увидели мемориальную доску: «Первая нефть Шаимского месторождения подана по нефтепроводу в Тюмень 21 декабря 1965 года».

Один за другим запульсировали на эстакаде нефтеналивной станции «Тюмень» 42 шланга, опущенные в люки цистерн. Заработало последнее звено, «застыковавшее» две стальные магистрали - трубопровод и железную дорогу.

Теперь предстояло построить нефтеперекачивающие станции, которые «толкали» бы стремительно росший нефтяной поток, отладить режимы перекачки. Для руководства работой по транспортировке нефти было создано Тюменское нефтепроводное управление, а ещё через два года в его структуре начали работать станции, одна из них, НПС «Кума» - первая в стране, выполненная в блочном исполнении.

Шаим-Тюмень полвека спустя

Сегодня на нефтепроводе Шаим-Тюмень работают пять нефтеперекачивающих станций: «Шаим», «Конда», «Торгили», «Кума» и «Тюмень». Обслуживают легендарную магистраль Урайское и Тюменское управления ОА «Транснефть-Сибирь». Нефтепровод по-прежнему играет важную роль в системе транспортировки нефти. Он обеспечивает углеводородным сырьем Антипинский нефтеперерабатывающий завод, поставляя на переработку 7,2 млн тонн «чёрного золота» в год. Бывшая нефтеналивная станция «Тюмень» в пригороде Тюмени, посёлке Антипино, также продолжает работу. С июня 2015 года она обеспечивает перекачку дизельного топлива от Антипинского НПЗ по продуктопроводу Тюмень-Юргамыш - ежегодно 1,8 млн тонн светлых нефтепродуктов поставляются в центральные регионы России. Перед началом их транспортировки на станции была проведена глобальная реконструкция. Производственные площадки полностью модернизировали. Специальную подготовку прошли трубопроводы и резервуары. Релейная автоматика была заменена на микропроцессорную.

История нефтепровода Шаим-Тюмень продолжается...

Елена Автономова Об авторе